Ассоциация «Наследие ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского»
 

Краткая историческая справка о ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

 

1     2     3     4     5

К 1932 г. была реконструирована моторная лаборатория для исследований новых авиадвигателей и создан ряд демонстрационных и экспериментальных установок.

В 1933 г. для обеспечения практических занятий по конструкции самолетов и дипломного проектирования была организована специальная учебная лаборатория конструкции самолетов. Зал статических испытаний лаборатории широко использовался для проведения прочностных испытаний (в том числе государственных) элементов конструкции самолетов по заявкам авиационных заводов.

В 1936 г. развернуты лаборатория технологии металлов и дерева, лаборатория строительной механики, артиллерийская лаборатория, которая имела в своем составе отделения: бомбардировочное, воздушно-стрелковое, баллистическое, минно-торпедное, воздушно-пушечное, химзащитное и полигонное, лаборатория авиационной электрорадиотехники.

Кроме того, в академии в 30-х гг. имелись также по профилю инженерного факультета лаборатории организации технической службы, физики, химии и др., а по профилю командного факультета — лаборатории оперативного искусства, тактики ВВС, аэрофотослужбы, бомбометания, воздушной стрельбы, противовоздушной и противохимической обороны.

Летом 1932 г. инженерный факультет был разделен на эксплуатационный и воздушно-технический. Сделано это было для того, чтобы существенно расширить и улучшить подготовку инженеров для частей ВВС. В то же время на воздушно-техническом факультете продолжалась подготовка инженеров для авиационной промышленности, НИИ ВВС и военной приемки. Однако в 1936 г. эти факультеты были вновь объединены, так как к этому времени значительно возрос выпуск авиационных специалистов гражданскими институтами.

Проведенная перестройка в интересах эксплуатационной службы соответствовала потребностям ВВС. Так, например, около 70% инженеров выпуска мая 1940 г. были направлены в строевые части.

В 1930 г. перед академией была поставлена задача организации систематической подготовки инженеров по вооружению, и в апреле того же года на инженерном факультете была создана специальность авиавооружения, а в октябре 1934 г. был образован воздушно-артиллеристский факультет. В состав нового факультета вошли кафедры: баллистики, стрелково-пушечного вооружения, бомбардировочного вооружения, прицелов и приборов, химической защиты, теории воздушной стрельбы и минно-торпедного вооружения.

Большая работа академии по подготовке авиационных кадров для ВВС и авиационной промышленности получила высокую правительственную оценку. Постановлением ЦИК СССР от 21 февраля 1933 г. за исключительные научно-технические достижения академия была награждена орденом Ленина.

С началом Великой Отечественной войны резко увеличилась потребность в командном и инженерно-техническом составе, в огромной степени возросла роль военно-учебных заведений. Новые ответственные задачи встали и перед академией.

Боевая обстановка сразу же повлекла за собой коренную перестройку всей жизни и деятельности академии. Уже в июле 1941 г. академия произвела два досрочных выпуска слушателей старших курсов в количестве 595 человек и перешла на сокращенные сроки подготовки инженерных кадров.

Некоторые выпускники были оставлены в академии, их назначили преподавателями. Нужно было готовить новые авиационные кадры и вести переподготовку кадров, прибывших из частей — страна готовилась к длительной и суровой войне.

Буквально с первых дней войны в подмосковный лагерь академии в Нахабино прибывали летчики и техники для переучивания на новые самолеты Пе-2, Ил-2. Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3. 

В июле 1941 г. при академии был создан учебный центр, который, никуда не эвакуируясь, успешно работал до ноября, обучая главным образом авиационных специалистов, призванных из запаса. Цикл обучения продолжался около недели.

Когда создалась непосредственная угроза столице нашей Родины Государственный Комитет обороны принял решение эвакуировать из Москвы ряд военных учебных заведений, в том числе и ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского.

Личный состав академии, работая почти без отдыха днем и ночью, сумел демонтировать дорогостоящее и сложное оборудование учебных лабораторий, без каких-либо подъемных средств погрузить его в эшелоны. Вечером 26 июля 1941 г. первый эшелон отбыл в Свердловск (Екатеринбург), а спустя две недели после начала эвакуации, 8 августа, академия уже приступила к работе на новом месте.

Несмотря на большие трудности с размещением в Свердловске многих эвакуированных заводов, организаций и учреждений, академии были предоставлены лучшие помещения в пехотном училище, во Дворце пионеров и индустриальном институте.

На новое место базирования не могло быть перевезено все оборудование, особенно стационарное. Многое приходилось создавать вновь. Положение было довольно тяжелым: лаборатории зачастую не были приспособлены для проведения занятий, их не хватало, заниматься приходилось в две смены. Несмотря на это, учебная и научная деятельность академии развернулись в значительно больших масштабах, чем до войны. Так, силами сотрудников аэродинамической лаборатории были в короткий срок спроектированы и созданы четыре новые аэродинамические трубы и новая гидравлическая лаборатория, которые обеспечили проведение не только учебного процесса, но и исследований в интересах фронта. К середине октября на новом месте была развернута и подготовлена к проведению занятий с большим числом потоков слушателей (и к проведению научно-исследовательских работ) моторная лаборатория.

С началом войны произошли большие изменения в комплектовании академии переменным составом. В целях ускоренной и более качественной подготовки инженеров для авиационных частей академия стала комплектоваться студентами старших курсов высших учебных заведении, уже получившими общеинженерную подготовку. Опыт комплектования академии студентами старших курсов вузов страны оказался очень удачным.

Исключительно важной формой учебного процесса в годы войны являлась стажировка преподавателей и слушателей, которая проводилась в авиационных частях действующей армии. Всего за годы войны слушатели-стажеры участвовали в обеспечении более 37000 боевых самолетовылетов, в восстановлении полевым ремонтом 1400 самолетов, 850 моторов и в ремонте вооружения более 100 самолетов. Ими было проведено 5330 занятий с летным и техническим составом частей.

Не только учебная, но и научно-исследовательская работа академии в годы войны была направлена в первую очередь на решение актуальных задач в помощь фронту. В период войны в академии были выполнены 532 научно-исследовательские работы. Значительная их часть — по заданиям командования ВВС и по договорам с промышленными организациями. Для внедрения результатов научных исследований в работу частей и для помощи в эксплуатации авиационной техники на фронте в действующие части ВВС выезжало восемь бригад профессорско-преподавательского и инженерного состава академии. Из 198 преподавателей, инженеров и адъюнктов, которые проходили стажировку в войсках, 16 человек были награждены орденами и медалями.

К лету 1943 г. обстановка на фронтах войны коренным образом изменилась, советские войска перешли в наступление. В середине 1943 г. академия была реэвакуирована на место своего постоянного базирования в Москву.

Важным событием в научной жизни академии явилась научно-техническая конференция, состоявшаяся в июле 1944 г. В ее работе приняло участие 900 человек, представляющих 140 научных учреждений Советского Союза. На пленарных заседаниях и секциях было заслушано 95 докладов и 282 научных сообщения, с которыми выступили академики, конструкторы авиационной техники, Герои Советского Союза, ведущие ученые академии.

На конференции отмечалось, что академия внесла значительный вклад в развитие авиационной науки и техники, убедительно показала, что за время войны научная квалификация ученых повысилась и, несмотря на трудности военного времени, академия значительно выросла как центр научно-технической мысли.

За годы войны 120 человек профессорско-преподавательского, инженерно-технического и руководящего состава были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 г. академия была награждена орденом Красного Знамени.

Одержав всемирно-историческую победу в Великой Отечественной войне, наша страна вновь вступила в мирный период своего развития. Интересы безопасности нашей Родины требовали повышения внимания к укреплению обороноспособности страны, строительству Вооруженных Сил.

1     2     3     4     5

Перейти вверх

Членам Ассоциации

Список членов Ассоциации ВВИА Оплата членских взносов
 

Оплата участия в конференции

XVI ВНТК Н.Е. Жуковского ИНФО-2019
 

Дополнительная информация

XVI ВНТК Н.Е. Жуковского I2T-2019 SED-2019
 

Книга памяти Ходынского поля Великое противостояние Як-1/Як-7 Bf 109E/F
 

Вестник героев Вахта героев Будем жить!
 
 

Юбиляры

31 марта 2019 года исполняется 90 лет Брониславу Ивановичу ПЕТРИНУ – известному учёному и педагогу в области авиационных оптико-электронных средств и систем воздушной разведки.

 

 
 

Ассоциация выпускников и сотрудников Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского совместно с Советом ветеранов Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского предлагает всем желающим ветеранам отдых и прохождение медицинских мероприятий, направленных на общее оздоровление, в дневном стационаре Социально-реабилитационного центра ветеранов войн и Вооруженных сил.

Подробную информацию можно узнать. перейдя по ссылке
 

Некролог


(1938 - 2019)
Моисеев Анатолий Георгиевич
 
 

Новости

27 марта 2019 года на 85-м году жизни после продолжительной болезни умер дважды Герой Советского Союза, член первого отряда лётчиков-космонавтов, выпускник Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского 1968 года Валерий Фёдорович Быковский.

10 ноября 2019 года исполнится 130 лет со дня рождения Бориса Николаевича Юрьева – выдающегося русского и советского ученого, основоположника отечественного вертолетостроения

Уважаемые члены Ассоциации!

24 ноября 2018 года в 11.00 состоится ежегодное собрание Ассоциации по адресу: г. Москва, ул. Серегина, 4, корп."Г", ауд.201.

 

 
 
 
Адрес Ассоциации: г. Москва, 4-я улица 8 Марта, д. 6А
Телефон: +7 (495) 255-36-35 доб. 555
E-mail: contacts@nasledie-vvia.ru
Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского в Facebook
Ассоциация выпускник
 
 
Разработка: Экспериментальная мастерская НаукаСофт