Ассоциация «Наследие ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского»
 

Краткая историческая справка о ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

 

1     2     3     4     5

Новый этап в развитии авиационной науки и техники предъявил более высокие требования к научным и инженерным кадрам ВВС, а следовательно, и к работе академии. Для быстрейшего освоения реактивных самолетов и их сложного оборудования и вооружения надо было в кратчайшие сроки пересмотреть содержание учебного процесса, разработать новые учебные дисциплины, написать учебники и учебные пособия, создать новую лабораторную базу.

Перед академией была поставлена задача — внести свой вклад в освоение новой реактивной техники созданием учебных пособий и учебников для частей, а также направлением опытных преподавателей для чтения лекций по новой авиационной технике непосредственно в авиационные части и соединения. Кроме этого, академия должна была выделить из своего состава необходимое количество профессоров и преподавателей для оказания помощи вновь образованным высшим инженерным авиационным училищам — Киевскому и Рижскому.

Новые задачи, поставленные перед академией, потребовали дальнейшего развития факультетов и кафедр, переработки программ и учебных планов, укрепления учебно-материальной базы.

На инженерном факультете особое внимание было уделено развитию кафедры теории реактивных двигателей. На кафедре аэродинамики были созданы аэродинамические трубы околозвуковых и сверхзвуковых скоростей. Методы аэродинамических расчетов разрабатывала кафедра динамики полета. Написаны учебники и пособия на кафедре конструкции и прочности самолетов.

Переход авиации на реактивную технику потребовал дальнейшего развития факультета авиационного вооружения, изменения содержания учебно-методической работы многих его кафедр.

На факультете электроспецоборудования созданы кафедры лучистой техники, авиационных электрических машин, автоматики и телемеханики и другие.

В августе 1946 г. на базе кафедр авиационной радиотехники и авиационной радиолокации был организован радио-технический факультет, который 1 сентября 1947 г. начал учебные занятия на всех пяти курсах. В последующие годы, в связи с бурным развитием в стране радиотехники и ее органическим слиянием с электроникой, значительным усложнением радио оборудования самолетов, встала необходимость расширения профиля подготовки и увеличения количества выпускаемых инженеров по радиотехнике ВВС.

Были приняты меры к совершенствованию организационно-штатной структуры факультета. В 1949 г. была создана кафедра радиотелеуправления и радионавигации, в 1953 г. — кафедры применения, технического обслуживания и эксплуатации радио-средств ВВС, антенно-фидерных устройств, авиационных передающих и приемных устройств и кафедра авиационной радио-связи. С первых лет существования радио-технического факультета большое внимание уделялось созданию учебников и учебных пособий, вводились новые дисциплины. В 50-е гг. начали широко использоваться статистические и вероятностные методы, без которых в настоящее время не обходится ни одна радиотехническая дисциплина.

Переход на реактивную технику потребовал переучивания большого числа инженеров строевых частей и преподавателей училищ ВВС. Поэтому в академии интенсивно работали курсы усовершенствования инженеров (КУИНЖ) и курсы усовершенствования преподавателей (КУП) со срокам обучения не более года.

Образовавшиеся после разгрома фашистской Германии народно-демократические восточно-европейские государства создавали свои Вооруженные Силы. Им были крайне нужны высококвалифицированные командные и инженерные кадры, способные управлять боевой техникой, грамотно ее эксплуатировать.

Решение проблемы подготовки инженерно-технических кадров для ВВС этих стран было поручено ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского. 1 февраля 1950 г. директивой ГШ Вооруженных Сил СССР в академии был создан специальный факультет.

За годы его существования подготовлено 7 докторов технических наук, более 3000 кандидатов технических наук, свыше 4000 инженеров различных специальностей для более 30 зарубежных государств.

Высокой оценкой подготовки и дружественного отношения педагогов и ученых академии может служить создание в ДРВ клуба «Жуковцы» и музея академии, который объединяет более 400 человек — выпускников ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского с филиалами во многих городах Вьетнама.

Сложная реактивная техника, все в большем количестве поступавшая на вооружение военной авиации, требовала, чтобы ее испытывали летчики, имеющие разносторонние инженерные знания. Было принято решение о подготовке группы летчиков-испытателей в ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского.

На учебу в качестве слушателей пришли летчики, часть из которых являлись участниками Великой Отечественной войны. Во время учебы в академии они поддерживали свое летное мастерство, периодически проходя практику в частях ВВС. При этом некоторые, хорошо подготовленные летчики, освоили полеты на реактивных самолетах, принятых на вооружение ВВС. По окончании академии они были направлены на летно-испытательную работу в НИИ ВВС, НИИ и КБ авиационной промышленности, где стали заслуженными летчиками-испытателями, руководящими работниками ВВС и МАП, Героями Советского Союза.

Большое значение для развития научной деятельности академии имело введение в штат научно-исследовательских лабораторий. Первые лаборатории в 1952—1953 гг. были переданы некоторым кафедрам инженерного факультета и факультета авиационного вооружения, а затем и всем остальным. В 50-х гг. в академии стала широко применяться аналоговая вычислительная техника, началось активное освоение электронных вычислительных машин. Многие научно-исследовательские работы, выполненные в академии, получили высокую оценку Советского правительства, руководства Министерства обороны СССР, командования Военно-воздушных Сил. Вместе с тем активизировалась общественная жизнь и работа по бытовому обеспечению личного состава академии.

В 1948 г. был открыт (под Каширой) академический лагерь общевойскового типа. Там были построены учебные классы, столовая, казармы, палаточный городок, помещения для детского сада и пионерского лагеря, необходимая инфраструктура.

До 1956 г. академии принадлежал дом отдыха «Чемитокваджи» на Черноморском побережье Кавказа, где отдыхали многие офицеры постоянного состава, слушатели, члены семей офицеров, рабочие и служащие академии.

Заметное место в жизни академии занимала культурно-массовая и просветительская работа, центром которой был Дом офицеров. Восстановились прерванные войной дружественные шефские связи академии и Московского академического художественного театра им. А.М. Горького.

Академия, являясь ведущим учебным заведением ВВС, оказывала военно-авиационным инженерным, летным и техническим училищам помощь, которая включала подготовку для них научно-педагогических кадров, содействие в повышении квалификации преподавательского состава путем проведения сборов, высылки учебников и учебных пособий, программ и дипломных проектов, проведения различного рода консультаций.

Подтверждением высокой оценки академии как одного из лучших высших учебных заведений страны явилось решение об обучении в ней первого отряда советских космонавтов во главе с Ю.А. Гагариным. Они поступили на первый курс в 1961 г. и успешно завершили выполнение комплексной дипломной работы с ее защитой в 1968 г. Космонавты первого отряда поддерживают тесную связь с академией, некоторые из них защитили диссертации. В последующем несколько выпускников академии из числа «летчиков-инженеров-исследователей» стали космонавтами.

В 70-е гг. вместе с бурным развитием Военно-воздушных Сил, с поступлением на вооружение большого количества новой авиационной техники, образцы которой, иногда даже опережающим образом, поступали в академию, возросли и задачи академии по подготовке авиационных специалистов, соответствующих уровню этой техники. Особое внимание в этот период было уделено эксплуатационной направленности обучения, внедрению в учебный процесс передового опыта строевых частей. Формирование учебных программ было ориентировано на сверхзвуковые самолеты 3-го поколения. Как никогда ранее большое внимание уделялось совершенствованию методической работы. Этим же целям соответствовало большинство научно-исследовательских работ. В научно-вычислительном отделе академии была введена в эксплуатацию универсальная ЭВМ 3-го поколения ЕС-1022, а на факультетах и кафедрах начали внедряться управляющие электронно-вычислительные комплексы.

В 1976 г. академия приступила к подготовке офицеров с высшим военным образованием по программам подготовки руководящего инженерного состава (ПРИС). Этому предшествовала большая работа, включающая научные исследования, посвященные организации и методике обучения, определению объема знаний и требований к слушателям, а также подготовку необходимой учебной литературы и лабораторной базы. Особый размах получила редакционно-издательская деятельность.

1     2     3     4     5

Перейти вверх

Членам Ассоциации


До 100-летнего юбилея ВВИА
им. проф. Н.Е. Жуковского осталось:

  • Дней
  • Часов
  • Минут
  • Секунд
Регистрация участника
Оплата целевого взноса на юбилей
Список членов Ассоциации ВВИА Оплата членских взносов
Список участников собрания
Список участников торжественного ужина
Список заказавших памятный знак

ВНИМАНИЕ!

Всем, кто оплатил памятные изделия, посвященному 100-летию Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского сообщаем, что памятные изделия будут готовые после 20 июля 2020г.

Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского и Совет Ветеранов дополнительно сообщит информацию, когда можно приезжать за знаками.

Просьба перед намерением приехать за знаками позвонить в Ассоциацию и уточнить о возможности приезда.

С уважением, Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского

 

Оплата участия в конференции

XVII ВНТК Н.Е. Жуковского ИНФО-2020
 

Премия имени академика В.С. Кулебакина в области авиационной и космической электроэнергетики для молодых ученых

Присуждение премии
Оплата целевого взноса на присуждение премии имени академика В.С. Кулебакина
 

Дополнительная информация

Информация для вступающих
в ассоциацию
Устав ассоциации XVII ВНТК Н.Е. Жуковского I2T-2020 SED-2020
 

Вестник героев Вахта героев Будем жить!
 
 

Юбиляры

31 марта 2019 года исполняется 90 лет Брониславу Ивановичу ПЕТРИНУ – известному учёному и педагогу в области авиационных оптико-электронных средств и систем воздушной разведки.

 

 
 

Ассоциация выпускников и сотрудников Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского совместно с Советом ветеранов Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского предлагает всем желающим ветеранам отдых и прохождение медицинских мероприятий, направленных на общее оздоровление, в дневном стационаре Социально-реабилитационного центра ветеранов войн и Вооруженных сил.

Подробную информацию можно узнать. перейдя по ссылке
 

 

Новости

Уважаемые члены Ассоциации!

23 ноября 2019 года в 14.00 состоится ежегодное собрание Ассоциации выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского по адресу: г. Москва, ул. Красноармейская, 4, в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России.

 

10 ноября 2019 года исполнится 130 лет со дня рождения Бориса Николаевича Юрьева – выдающегося русского и советского ученого, основоположника отечественного вертолетостроения

17 января в 11 часов по инициативе Ассоциации выпускников и сотрудников ВВИА им. Жуковского и Совета ветеранов Академии на территории Донского монастыря пройдёт возложение цветов к могиле Н.Е. Жуковского

 
 
 
Адрес Ассоциации: г. Москва, 4-я улица 8 Марта, д. 6А
Телефон: +7 (495) 255-36-35 доб. 555
E-mail: info@nasledie-vvia.ru
Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского в Facebook
Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского
 
 
Разработка: Экспериментальная мастерская НаукаСофт