К 100-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА РАН А.А. КРАСОВСКОГО
В Москве 2 июня 2003 года трагически погиб академик РАН Александр Аркадьевич Красовский, выдающийся
отечественный ученый и учитель большого числа известных советских и российских научных работников и
конструкторов, известный в мире специалист высочайшего уровня в области теории и систем управления,
навигации и наведения летательных аппаратов, автоматизированных информационных и управляющих систем,
родоначальник с неоспоримым мировым приоритетом двух крупных научно-технических направлений, получивших
развитие и внедрение во многих странах: одноканальные системы измерения и управления, а также системы
навигации и наведения по геофизическим полям Земли, председатель Всесоюзной комиссии по адаптивному
управлению при Научном совете “Кибернетика” АН СССР, начальник кафедры Пилотажно-навигационных
комплексов (и
авиационных тренажеров) Военно-воздушной инженерной академии имени проф. Н.Е. Жуковского, профессор
названной кафедры, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ, Герой Социалистического
Труда, генерал-майор авиации, доктор технических наук, профессор.
10 апреля 2021 г. Александру Аркадьевичу исполнилось бы 100 лет. Он родился в г. Калата под
Екатеринбургом.
Отец, Красовский Аркадий Александрович, – известный в России инженер-путеец, дворянин, почетный гражданин
Екатеринбурга, окончил Фрайбургскую горную академию, поддерживал Советскую власть, мать – Евфалия
Красовская, энциклопедически образованная, разносторонне талантливая женщина, воспитавшая четверых детей.
Известно, что несколько лет она жила в семье Д.И. Менделеева.
Еще в средней школе у Шурика (так его называли в детстве и в узком кругу – всю жизнь) сформировалось
призвание к общей физике, инженерным проектам, изобретениям. Школу закончил с отличием (единственная
четверка по рисованию). В последующем близко знавшими его людьми он характеризовался как талантливый инженер
с высокоразвитой научной интуицией и превосходным физическим образованием.
Свою первую научную статью “О вязкости электронного газа” А.А. Красовский опубликовал в Журнале
экспериментальной и теоретической физики (ЖЭТФ) в 1940 г., будучи студентом 2-го курса
физико-математического факультета Уральского государственного университета имени А.М. Горького в
г. Свердловске. Таких прецедентов в Уральском университете еще не было, поэтому ректорат присудил ему
Сталинскую стипендию из пяти стипендий, выделенных для университета.
В университете Александр Аркадьевич окончил три курса, а с первых дней Великой Отечественной войны был
зачислен в роту связи, где самостоятельно начал работать над проектом электромагнитной танковой пушки. По
завершению проекта написал Сталину! Самое удивительное, что в 1941 году на это письмо отреагировали: из роты
связи, позже целиком погибшей под бомбежкой, его вернули в Университет. Много лет спустя, на своем 60-летнем
юбилее, Александр Аркадьевич отмечал, что остался в живых один из 10 сверстников, поэтому должен был
работать за десятерых.
В январе 1942 г. в числе сильнейших студентов УГУ был принят в
ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, которая к
тому времени была эвакуирована в г. Свердловск. Вся последующая жизнь, учеба, работа и научные
достижения
были связаны с этой академией.
Кандидатскую диссертацию, посвященную в основном операторному методу интегральных квадратичных оценок,
А.А. Красовский защитил в 1948 г. В более 20-ти дальнейших публикациях (до 1970 г.) Александра
Аркадьевича этот
метод перерос в аналитическое конструирование систем управления на основе минимизации функционала обобщенной
работы (ФОР) – одно из наиболее плодотворных теоретических направлений, созданных А.А. Красовским.
Свою докторскую диссертацию А.А. Красовский защитил в 1952 г. Она была посвящена управлению
техническими
объектами совершенно нового типа – вращающимися ракетами, в ряде применений оттеснившими классические
технические решения. В 90-х гг XX в. почти все изделия, созданные Коломенским бюро машиностроения
с участием
А.А. Красовского и его учеников первого поколения, пошли в массовое производство и поставляются во
многие
страны. Американские аналоги были созданы позже и, вероятно, независимо. За достигнутые результаты в этом
направлении А.А. Красовский с группой учеников в 1976 г. был удостоен Государственной премии СССР.
В 1953 г. А.А. Красовский возглавил вновь созданную в
ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского кафедру “Основы
автоматики и телемеханики” (впоследствии “Пилотажно-навигационные комплексы (и авиационные тренажеры)”,
широко известную как кафедра № 37). Позже при кафедре создавались межотраслевые научные подразделения,
нацеленные на развитие и внедрение научных результатов кафедры. Александр Аркадьевич подчеркивал, что в
руководимой им кафедре он прежде всего стремился создать мощную научную школу и, как следствие, учебное
подразделение вуза, способное доносить ученикам различной формы подготовки мировые, отечественные и
собственные достижения в авиационной автоматике. Сейчас можно утверждать, что этой установке он успешно
следовал всю свою творческую жизнь. В 1981 г. А.А. Красовскому за научно-практические результаты,
полученные
лично и руководимым им коллективом, было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена
Ленина и золотой медали “Серп и Молот”.
На кафедре одним из основных стало научное направление “Навигация и наведение по геофизическим и физическим
полям Земли”, зародившееся у А.А. Красовского еще в 50-х гг. Созданный им и его учениками научный
задел
получил применение в отечественных стратегических крылатых ракетах, принятых на вооружение и обеспечивших в
этом направлении паритет с США. В 1993 г. А.А. Красовский вместе с группой своих учеников стал
(второй раз)
лауреатом Государственной премии РФ.
В начале 1960-х гг. А.А. Красовский занялся проблемой самонастраивающихся систем. Его доклады на
первом и
втором конгрессах ИФАК, судя по дискуссии, вызвали повышенный интерес. Идея экстремального приема сигналов,
впервые опубликованная А.А. Красовским в журнале “Автоматика и Телемеханика” в 1961 г., получила
широкую
реализацию лишь в 90-х гг. в форме радиоприемников с цифровой автоматической настройкой на максимум
сигнала
несущей или огибающей (для мегагерцовых и более высоких частот). Аналогичное достижение зарубежной
радиоэлектроники, по-видимому, независимое, вызвало переворот в области связи.
Концепция самонастройки получила дальнейшее развитие в виде самоорганизующихся оптимальных регуляторов с
экстраполяцией. Впервые соответствующая аббревиатура СОРЭ прозвучала в пленарном докладе
А.А. Красовского в
1995 г. на юбилейной сессии Института проблем управления им. В.А. Трапезникова. В последующих
статьях
Александр Аркадьевич дал строгое доказательство существования оптимального времени экстраполяции, привел
структурные схемы и алгоритмы двухконтурно¬го регулятора, изложил целостное временнóе рассмотрение в
детерминированно-вероятностном приближении двухконтурного СОРЭ биномиального типа, ввел понятие
самоорганизующейся системы на примере резервного пилотажного комплекса к штатной системе автоматического
управления самолета Ту-154М в качестве летающей лаборатории.
В начале 1960-х гг. А.А. Красовский предложил конструкцию вращающегося гравитационного
градиентометра со
спаренными гантелями и синхронным детектированием на удвоенной частоте вращения, тем самым опередив
аналогичные разработки в США. В середине 1990-х гг. продолжились работы возглавляемой им кафедры по
созданию
нового направления в гравиметрии, сейсмометрии, геодезии, что дало принципиально новые концепции и
конструктивные решения. В том числе были получены решения по активно-пассивной системе амортизации
(виброзащиты) технологического модуля космической станции, по сейсмометрии, т.е. обнаружению дальних
землетрясений на сейсмических станциях, по орбитальным (применительно к космической технике) гравиметру и
градиентометру, по мобильному наземному гравиметрическому мониторингу. Современная теория замкнутых
платформенных гравиинерциальных систем строится на основе таких фундаментальных разделов прикладной физики и
техники, как микромеханика, микроуправление, в создании которых А.А. Красовский принимал
непосредственное
участие.
В конце 1980-х гг. А.А. Красовский приступил к разработке направления ветроэнергетических установок с
колебательным рабочим движением (ВЭУК), что подразумевает теоретическое обоснование, конструктивные схемы,
принципы действия и элементную базу. Руководимые им исследования включали и изучение ветрового потенциала на
территории СССР и Евроазиатском континенте. Одновременно изучались данные по соотношению за год между
возобновляемой энергией, получаемой планетой Земля в области ИК-излучения от Солнца, и энергией ветра,
расходуемой в тропосфере над сушей, морем, в струйных течениях. В 1997–2000 гг. под руководством
А.А. Красовского были разработаны и переданы для проработки три обоснования проектов ВЭУК для острова
Кипр. В
России серийное производство ВЭУК планировалось начать с 2004 г., но по независимым от творческого
коллектива причинам проект остался нереализованным.
С конца 1980-х гг. А.А. Красовским лично и под его руководством выполнен широкий круг исследований
по
пассивной макроволновой радиолокации, включая интерферометрическую радиопеленгацию. Основная область
применения – экологический мониторинг и безопасность.
К одному из крупнейший направлений как по количеству вовлеченных специалистов, так и по объему выполненных
под руководством А.А. Красовского работ, несомненно, относится совокупность исследований кафедры по
интегрированным комплексам бортового оборудования (ИКБО) летательных аппаратов разнообразного
предназначения. Направление состоит в привлечении фундаментальных теоретических работ, открытий и прогнозов
к созданию опережающих концепций бортовых комплексов. Оно реализовывалось в содружестве с кафедрами высшей
школы и системными отраслевыми институтами, институтами Заказчика и конструкторскими бюро путем выполнения
предэскизных и эскизных проектов, участия в опытно-конструкторских работах.
Часть описанного направления, с характерной спецификой, составляли исследования А.А. Красовского и его
учеников в области теоретических основ и практических решений авиационного тренажеростроения.
А.А. Красовский предложил основные пути формализации модели деятельности оператора (летчика) на базе
результатов
теории оптимального оценивания и оптимального управления на основе функционала обобщенной работы. Этот сплав
передовых достижений науки об управлении и отечественной нейро- и психофизиологии позволил сформулировать
концепцию так называемого оптимального электронного инструктора (ОЭИ).
Были и другие направления научной деятельности А.А. Красовского, которым он отдавал свои силы, но
не детализируемые здесь. Это и физическая теория управления, и циклическая фильтрация по Калману, и
управление в человеко-машинных системах, и законы сохранения и превращения общей энтропии, и синергетика с
принципом наименьшего действия управляемых самоорганизующихся систем, и полиномиальные колебания нелинейных
динамических систем, и теоретическое обоснование (ученики экспериментально подтвердили) зеркально-дипольного
излучения на несущей волне, равной четырем геометрическим высотам полета летательных аппаратов в плотной
атмосфере.
А.А. Красовский с большой ответственностью относился к научно-организационной и педагогической
деятельности.
Он лично организовывал и возглавлял или входил в число организаторов большого числа Всероссийских и
отраслевых научных конференций, был членом редакционных коллегий ведущих отечественных научных журналов по
направлению автоматического управления.
В 1961 г. А.А. Красовский в соавторстве с Г.С. Поспеловым издали монографию “Основы
автоматики и технической
кибернетики”, явившуюся прорывом отечественной науки в области автоматического управления.
Но, пожалуй, основными достижениями А.А. Красовского являются созданные им кафедра и научная школа при
ней,
личный вклад сотрудников и выпускников которых получил высокую правительственную и общественную оценку: один
Герой Социалистического труда (А.А. Красовский), два действительных члена АН СССР и РАН
(Г.С. Поспелов, А.А. Красовский), десять (двое дважды) лауреатов Государственных премий СССР и РФ,
четверо Заслуженных деятелей
науки РФ и еще четверо удостоены других правительственных наград. На кафедре (в том числе под руководством
А.А. Красовского) подготовлены 32 (11) доктора технических наук и 213 (105) кандидатов технических
наук.
А.А. Красовский – автор 475 научных трудов, включая 20 книг и учебников, 188 научных статей и 42
изобретений, из которых три за единоличным авторством.
Деятельность А.А. Красовского отмечена орденами Ленина (18.02.1981), Отечественной войны 1-й степени
(11.03.1985), Трудового Красного Знамени (17.09.1975), Красной Звезды (30.12.1956), “Знак Почёта”
(15.09.1961) и медалями, в том числе “Серп и молот” (18.02.1981) и “За боевые заслуги” (13.06.1952).
Память об Александре Аркадьевиче Красовском, ученом и человеке, навсегда останется в наших сердцах.
Редакционная коллегия журнала “Автоматика и телемеханика”