Ассоциация «Наследие ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского»
 

1      2      3     

В первые же дни войны, с учетом возрастания роли воздушной разведки, возникла потребность в организации на факультете специальной подготовки инженеров по аэрофотооборудованию. Для этого на обучение были приняты студенты старших курсов Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Для постановки и преподавания дисциплин этой категории слушателей на факультет прибыли специалисты по аэрофотооборудованию: член-корреспондент АН СССР К.В. Чибисов, С.П. Шапошников и Ф.И. Бродский. Обучение проводилось на базе кафедры электроспецоборудования, где была в короткие сроки создана, хорошо оборудованная, лаборатория по аэрофотооборудованию. В 1941-1942 годах было подготовлено 56 инженеров по этой специальности. Выпускники факультета сыграли важную роль в развитии и применении средств и способов аэрофоторазведки в годы Великой Отечественной войны. Многие выпускники занимали в годы войны высокие должности старших инженеров-инспекторов Воздушных армий по фотооборудованию, были инженерами отдельных разведывательных полков, работали в военной приемке на заводах оборонной промышленности, в Военно-авиационном училище разведчиков, ГК НИИ ВВС и других военных организациях.

Для более качественной подготовки специалистов в июне 1942 года на факультете была создана кафедра аэрофотослужбы. Кафедру возглавил военинженер второго ранга Ф.И. Бродский. Кафедра продолжила работу по формированию учебных дисциплин и подготовке инженеров по фотооборудованию. Во время Великой Отечественной войны было проведено 6 сборов начальников аэрофотослужбы и инженеров по фотооборудованию полков, армий и соединений.

Одновременно продолжалась напряженная работа по подготовке к приему первого контингента слушателей по основной специальности факультета.

В сентябре, а затем в декабре был произведен прием на факультет студентов старших курсов университетов и технических ВУЗов. Из них были сформированы так называемые курсы «А» и «Б», состоящие, соответственно, из семи и восьми отделений. Причем три отделения были сформированы из студентов авиационных и электротехнических вузов. Для обучаемых были разработаны учебные планы с учетом их предшествующей подготовки. Обучение этой категории слушателей проходило в течение трех с половиной лет без отпусков и каникул. Ежедневно в сетке расписания было по восемь часов занятий и четыре часа самоподготовки. Выпуск этих курсов был произведен в начале 1944 года и весной 1945 года.

Начиная с 1942-1943 учебного года, академия, а соответственно и факультет, перешли уже на нормальный срок обучения, в соответствии с учебными планами, разработанными еще до начала Великой Отечественной войны. Но эти планы все время совершенствовались с учетом опыта боевых действий и развития авиационной техники, в частности электроспецоборудования. Набор первых слушателей был произведен из выпускников авиационных спецшкол и военных училищ, в основном, из числа фронтовиков. Этот набор слушателей был выпущен из академии уже после войны.

Параллельно с учебной работой на кафедрах факультета значительное внимание уделялось научно-исследовательской работе, которая имела ярко выраженную практическую направленность и определялась, прежде всего, потребностями фронта. Большинство работ было связано с исследованиями и испытаниями элементов авиационного оборудования отечественных и зарубежных самолетов, анализом причин возникновения различных аварийных ситуаций. Работы, выполняемые на факультете, оказывали помощь предприятиям оборонной промышленности и строевым частям.

Части ВВС остро нуждались в этой помощи, так как оборудование самолетов непрерывно усложнялось, а большинство должностей инженеров по электроспецоборудованию было укомплектовано специалистами со средним техническим образованием. На факультете была развернута работа по освоению новой материальной части отечественных и зарубежных самолётов. По заданию командования ВВС изучалась материальная часть английских и американских самолетов, поступающих к нам по ленд-лизу. По результатам этой работы коллективами кафедр было подготовлено большое количество технических описаний и инструкций по эксплуатации спецоборудования как зарубежных, так и ряда отечественных самолётов. Эти описания широко использовались в частях и сыграли заметную роль в деле быстрого овладения летно-техническим составом техникой и более эффективного ее использования.

Преподаватели и инженеры факультета выезжали в действующие части как на стажировку, так и для проведения занятий на материальной части, чтения лекций для лётно-технического состава полков. Они принимали участие в устранении дефектов и в налаживании правильной технической эксплуатации материальной части. По заданию главного инженера ВВС, для оказания помощи в подготовке к эксплуатации электроспецоборудования в зимних условиях в авиационные части выезжали В.А. Боднер, Г.С. Вологин, Б.И. Резников, В.А. Устинов и другие. Эта тесная связь кафедр со строевыми частями позволяла осуществлять взаимный обмен знаниями и опытом, что в значительной степени способствовало постановке учебных дисциплин с учетом конкретных требований фронта.

Во время войны сотрудники факультета обеспечили организацию и проведение нескольких сборов инженеров фронтов и армий по электроспецоборудованию.

Немало сил и времени многие члены факультета уделяли различного рода консультациям на оборонных заводах, оказанию помощи в налаживании производства и испытаний авиационного оборудования.

Профессорско-преподавательский состав факультета участвовал в создании новых образцов боевой техники, в совершенствовании технологии производства электро- и радиооборудования.

Необходимо заметить, что буквально с первых дней Великой Отечественной войны В.С. Кулебакин возглавил в Академии Наук СССР работы по оказанию научно-технической помощи и содействию фронту и промышленности. А уже в Свердловске он был назначен членом комиссии АН СССР по мобилизации ресурсов Урала для нужд обороны страны. После потери в начале войны богатых промышленным сырьем районов юга Украины первостепенное значение приобрели работы по эффективному использованию сырьевых ресурсов Урала и восточных районов страны. Работая в комиссии, В.С. Кулебакин участвовал в анализе состояния важнейших отраслей народного хозяйства Урала, в разработке плана мобилизации оборудования, сырьевых ресурсов и людских резервов для решения задачи обороны страны.

Большое значение имел цикл работ, выполненных в академии В.С. Кулебакиным и его учениками по тепловому расчету электрических свечей зажигания - первое исследование в мировой практике, посвященное этому сложному вопросу. Полученные результаты в этом направлении способствовали устранению коренных недостатков авиационных свечей, особенно сильно проявившихся в период Великой Отечественной войны: малый срок службы свечей существенно влиял на надежность мощных авиационных двигателей, принятых на вооружение в это время. В самый короткий срок были созданы новые керамические свечи, и вскоре промышленность освоила их массовое производство.

В результате исследования возможности применения инфракрасных лучей в авиации, проведенного под руководством В.С. Кулебакина, были разработаны опытные образцы приборов и аппаратуры для самолетов и аэродромов.

1      2      3     

Перейти вверх

23 ноября 2020 г.
исполнилось 100 лет
со дня создания ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

Поздравление из космоса:
100 лет
ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

Членам Ассоциации


Список членов Ассоциации ВВИА Оплата членских взносов Список заказавших памятный знак

Оплата членских взносов через мобильное приложение банка

 

Оплата участия в конференции

ИНФО-2023
 

ХХI ВНТК Н.Е. Жуковского

Информационное письмо
 

Дополнительная информация

Информация для вступающих
в ассоциацию
Устав ассоциации ХХ ВНТК Н.Е. Жуковского I2T-2020 SED-2020
 

Некролог

Савенко Валерий Ананьевич
(1944 - 2023)

26 ноября 2023 года
на 80 году ушел из жизни
Савенко Валерий Ананьевич
ветеран ВВИА
известный ученый в области
авиационной электроэнергетики
 

Юбиляры


14 апреля 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения героя советского союза полковника
Бориса Савельевича Левина
100 лет со дня рождения
 
 
 

Премия имени академика В.С. Кулебакина в области авиационной и космической электроэнергетики для молодых ученых

Присуждение премии
Оплата целевого взноса на присуждение премии имени академика В.С. Кулебакина
 

Вестник героев Вахта героев Будем жить!
 
 

Юбиляры

31 марта 2019 года исполняется 90 лет Брониславу Ивановичу ПЕТРИНУ – известному учёному и педагогу в области авиационных оптико-электронных средств и систем воздушной разведки.

 

 
 

Ассоциация выпускников и сотрудников Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского совместно с Советом ветеранов Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского предлагает всем желающим ветеранам отдых и прохождение медицинских мероприятий, направленных на общее оздоровление, в дневном стационаре Социально-реабилитационного центра ветеранов войн и Вооруженных сил.

Подробную информацию можно узнать. перейдя по ссылке
 

 

Новости

Уважаемые члены Ассоциации!

23 ноября 2019 года в 14.00 состоится ежегодное собрание Ассоциации выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского по адресу: г. Москва, ул. Красноармейская, 4, в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России.

 

10 ноября 2019 года исполнится 130 лет со дня рождения Бориса Николаевича Юрьева – выдающегося русского и советского ученого, основоположника отечественного вертолетостроения

17 января в 11 часов по инициативе Ассоциации выпускников и сотрудников ВВИА им. Жуковского и Совета ветеранов Академии на территории Донского монастыря пройдёт возложение цветов к могиле Н.Е. Жуковского

 
 
 
Адрес Ассоциации: г. Москва, 4-я улица 8 Марта, д. 6А
Телефон: +7 (495) 255-36-35 доб. 555
E-mail: info@nasledie-vvia.ru
Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского в Facebook
Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского
 
 
Разработка: Экспериментальная мастерская НаукаСофт