1 2 3
В первые же дни войны, с учетом возрастания роли воздушной разведки, возникла потребность в организации на факультете специальной подготовки инженеров по аэрофотооборудованию. Для этого на обучение были приняты студенты старших курсов Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Для постановки и преподавания дисциплин этой категории слушателей на факультет прибыли специалисты по аэрофотооборудованию: член-корреспондент АН СССР К.В. Чибисов, С.П. Шапошников и Ф.И. Бродский. Обучение проводилось на базе кафедры электроспецоборудования, где была в короткие сроки создана, хорошо оборудованная, лаборатория по аэрофотооборудованию. В 1941-1942 годах было подготовлено 56 инженеров по этой специальности. Выпускники факультета сыграли важную роль в развитии и применении средств и способов аэрофоторазведки в годы Великой Отечественной войны. Многие выпускники занимали в годы войны высокие должности старших инженеров-инспекторов Воздушных армий по фотооборудованию, были инженерами отдельных разведывательных полков, работали в военной приемке на заводах оборонной промышленности, в Военно-авиационном училище разведчиков, ГК НИИ ВВС и других военных организациях.
Для более качественной подготовки специалистов в июне 1942 года на факультете была создана кафедра аэрофотослужбы. Кафедру возглавил военинженер второго ранга Ф.И. Бродский. Кафедра продолжила работу по формированию учебных дисциплин и подготовке инженеров по фотооборудованию. Во время Великой Отечественной войны было проведено 6 сборов начальников аэрофотослужбы и инженеров по фотооборудованию полков, армий и соединений.
Одновременно продолжалась напряженная работа по подготовке к приему первого контингента слушателей по основной специальности факультета.
В сентябре, а затем в декабре был произведен прием на факультет студентов старших курсов университетов и технических ВУЗов. Из них были сформированы так называемые курсы «А» и «Б», состоящие, соответственно, из семи и восьми отделений. Причем три отделения были сформированы из студентов авиационных и электротехнических вузов. Для обучаемых были разработаны учебные планы с учетом их предшествующей подготовки. Обучение этой категории слушателей проходило в течение трех с половиной лет без отпусков и каникул. Ежедневно в сетке расписания было по восемь часов занятий и четыре часа самоподготовки. Выпуск этих курсов был произведен в начале 1944 года и весной 1945 года.
Начиная с 1942-1943 учебного года, академия, а соответственно и факультет, перешли уже на нормальный срок обучения, в соответствии с учебными планами, разработанными еще до начала Великой Отечественной войны. Но эти планы все время совершенствовались с учетом опыта боевых действий и развития авиационной техники, в частности электроспецоборудования. Набор первых слушателей был произведен из выпускников авиационных спецшкол и военных училищ, в основном, из числа фронтовиков. Этот набор слушателей был выпущен из академии уже после войны.
Параллельно с учебной работой на кафедрах факультета значительное внимание уделялось научно-исследовательской работе, которая имела ярко выраженную практическую направленность и определялась, прежде всего, потребностями фронта. Большинство работ было связано с исследованиями и испытаниями элементов авиационного оборудования отечественных и зарубежных самолетов, анализом причин возникновения различных аварийных ситуаций. Работы, выполняемые на факультете, оказывали помощь предприятиям оборонной промышленности и строевым частям.
Части ВВС остро нуждались в этой помощи, так как оборудование самолетов непрерывно усложнялось, а большинство должностей инженеров по электроспецоборудованию было укомплектовано специалистами со средним техническим образованием. На факультете была развернута работа по освоению новой материальной части отечественных и зарубежных самолётов. По заданию командования ВВС изучалась материальная часть английских и американских самолетов, поступающих к нам по ленд-лизу. По результатам этой работы коллективами кафедр было подготовлено большое количество технических описаний и инструкций по эксплуатации спецоборудования как зарубежных, так и ряда отечественных самолётов. Эти описания широко использовались в частях и сыграли заметную роль в деле быстрого овладения летно-техническим составом техникой и более эффективного ее использования.
Преподаватели и инженеры факультета выезжали в действующие части как на стажировку, так и для проведения занятий на материальной части, чтения лекций для лётно-технического состава полков. Они принимали участие в устранении дефектов и в налаживании правильной технической эксплуатации материальной части. По заданию главного инженера ВВС, для оказания помощи в подготовке к эксплуатации электроспецоборудования в зимних условиях в авиационные части выезжали В.А. Боднер, Г.С. Вологин, Б.И. Резников, В.А. Устинов и другие. Эта тесная связь кафедр со строевыми частями позволяла осуществлять взаимный обмен знаниями и опытом, что в значительной степени способствовало постановке учебных дисциплин с учетом конкретных требований фронта.
Во время войны сотрудники факультета обеспечили организацию и проведение нескольких сборов инженеров фронтов и армий по электроспецоборудованию.
Немало сил и времени многие члены факультета уделяли различного рода консультациям на оборонных заводах, оказанию помощи в налаживании производства и испытаний авиационного оборудования.
Профессорско-преподавательский состав факультета участвовал в создании новых образцов боевой техники, в совершенствовании технологии производства электро- и радиооборудования.
Необходимо заметить, что буквально с первых дней Великой Отечественной войны В.С. Кулебакин возглавил в Академии Наук СССР работы по оказанию научно-технической помощи и содействию фронту и промышленности. А уже в Свердловске он был назначен членом комиссии АН СССР по мобилизации ресурсов Урала для нужд обороны страны. После потери в начале войны богатых промышленным сырьем районов юга Украины первостепенное значение приобрели работы по эффективному использованию сырьевых ресурсов Урала и восточных районов страны. Работая в комиссии, В.С. Кулебакин участвовал в анализе состояния важнейших отраслей народного хозяйства Урала, в разработке плана мобилизации оборудования, сырьевых ресурсов и людских резервов для решения задачи обороны страны.
Большое значение имел цикл работ, выполненных в академии В.С. Кулебакиным и его учениками по тепловому расчету электрических свечей зажигания - первое исследование в мировой практике, посвященное этому сложному вопросу. Полученные результаты в этом направлении способствовали устранению коренных недостатков авиационных свечей, особенно сильно проявившихся в период Великой Отечественной войны: малый срок службы свечей существенно влиял на надежность мощных авиационных двигателей, принятых на вооружение в это время. В самый короткий срок были созданы новые керамические свечи, и вскоре промышленность освоила их массовое производство.
В результате исследования возможности применения инфракрасных лучей в авиации, проведенного под руководством В.С. Кулебакина, были разработаны опытные образцы приборов и аппаратуры для самолетов и аэродромов.
1 2 3