Ассоциация «Наследие ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского»
 

К 100-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА РАН А.А. КРАСОВСКОГО

В Москве 2 июня 2003 года трагически погиб академик РАН Александр Аркадьевич Красовский, выдающийся отечественный ученый и учитель большого числа известных советских и российских научных работников и конструкторов, известный в мире специалист высочайшего уровня в области теории и систем управления, навигации и наведения летательных аппаратов, автоматизированных информационных и управляющих систем, родоначальник с неоспоримым мировым приоритетом двух крупных научно-технических направлений, получивших развитие и внедрение во многих странах: одноканальные системы измерения и управления, а также системы навигации и наведения по геофизическим полям Земли, председатель Всесоюзной комиссии по адаптивному управлению при Научном совете “Кибернетика” АН СССР, начальник кафедры Пилотажно-навигационных комплексов (и авиационных тренажеров) Военно-воздушной инженерной академии имени проф. Н.Е. Жуковского, профессор названной кафедры, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ, Герой Социалистического Труда, генерал-майор авиации, доктор технических наук, профессор.

10 апреля 2021 г. Александру Аркадьевичу исполнилось бы 100 лет. Он родился в г. Калата под Екатеринбургом. Отец, Красовский Аркадий Александрович, – известный в России инженер-путеец, дворянин, почетный гражданин Екатеринбурга, окончил Фрайбургскую горную академию, поддерживал Советскую власть, мать – Евфалия Красовская, энциклопедически образованная, разносторонне талантливая женщина, воспитавшая четверых детей. Известно, что несколько лет она жила в семье Д.И. Менделеева.

Еще в средней школе у Шурика (так его называли в детстве и в узком кругу – всю жизнь) сформировалось призвание к общей физике, инженерным проектам, изобретениям. Школу закончил с отличием (единственная четверка по рисованию). В последующем близко знавшими его людьми он характеризовался как талантливый инженер с высокоразвитой научной интуицией и превосходным физическим образованием.

Свою первую научную статью “О вязкости электронного газа” А.А. Красовский опубликовал в Журнале экспериментальной и теоретической физики (ЖЭТФ) в 1940 г., будучи студентом 2-го курса физико-математического факультета Уральского государственного университета имени А.М. Горького в г. Свердловске. Таких прецедентов в Уральском университете еще не было, поэтому ректорат присудил ему Сталинскую стипендию из пяти стипендий, выделенных для университета.

В университете Александр Аркадьевич окончил три курса, а с первых дней Великой Отечественной войны был зачислен в роту связи, где самостоятельно начал работать над проектом электромагнитной танковой пушки. По завершению проекта написал Сталину! Самое удивительное, что в 1941 году на это письмо отреагировали: из роты связи, позже целиком погибшей под бомбежкой, его вернули в Университет. Много лет спустя, на своем 60-летнем юбилее, Александр Аркадьевич отмечал, что остался в живых один из 10 сверстников, поэтому должен был работать за десятерых.

В январе 1942 г. в числе сильнейших студентов УГУ был принят в ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, которая к тому времени была эвакуирована в г. Свердловск. Вся последующая жизнь, учеба, работа и научные достижения были связаны с этой академией.

Кандидатскую диссертацию, посвященную в основном операторному методу интегральных квадратичных оценок, А.А. Красовский защитил в 1948 г. В более 20-ти дальнейших публикациях (до 1970 г.) Александра Аркадьевича этот метод перерос в аналитическое конструирование систем управления на основе минимизации функционала обобщенной работы (ФОР) – одно из наиболее плодотворных теоретических направлений, созданных А.А. Красовским.

Свою докторскую диссертацию А.А. Красовский защитил в 1952 г. Она была посвящена управлению техническими объектами совершенно нового типа – вращающимися ракетами, в ряде применений оттеснившими классические технические решения. В 90-х гг XX в. почти все изделия, созданные Коломенским бюро машиностроения с участием А.А. Красовского и его учеников первого поколения, пошли в массовое производство и поставляются во многие страны. Американские аналоги были созданы позже и, вероятно, независимо. За достигнутые результаты в этом направлении А.А. Красовский с группой учеников в 1976 г. был удостоен Государственной премии СССР.

В 1953 г. А.А. Красовский возглавил вновь созданную в ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского кафедру “Основы автоматики и телемеханики” (впоследствии “Пилотажно-навигационные комплексы (и авиационные тренажеры)”, широко известную как кафедра № 37). Позже при кафедре создавались межотраслевые научные подразделения, нацеленные на развитие и внедрение научных результатов кафедры. Александр Аркадьевич подчеркивал, что в руководимой им кафедре он прежде всего стремился создать мощную научную школу и, как следствие, учебное подразделение вуза, способное доносить ученикам различной формы подготовки мировые, отечественные и собственные достижения в авиационной автоматике. Сейчас можно утверждать, что этой установке он успешно следовал всю свою творческую жизнь. В 1981 г. А.А. Красовскому за научно-практические результаты, полученные лично и руководимым им коллективом, было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали “Серп и Молот”.

На кафедре одним из основных стало научное направление “Навигация и наведение по геофизическим и физическим полям Земли”, зародившееся у А.А. Красовского еще в 50-х гг. Созданный им и его учениками научный задел получил применение в отечественных стратегических крылатых ракетах, принятых на вооружение и обеспечивших в этом направлении паритет с США. В 1993 г. А.А. Красовский вместе с группой своих учеников стал (второй раз) лауреатом Государственной премии РФ.

В начале 1960-х гг. А.А. Красовский занялся проблемой самонастраивающихся систем. Его доклады на первом и втором конгрессах ИФАК, судя по дискуссии, вызвали повышенный интерес. Идея экстремального приема сигналов, впервые опубликованная А.А. Красовским в журнале “Автоматика и Телемеханика” в 1961 г., получила широкую реализацию лишь в 90-х гг. в форме радиоприемников с цифровой автоматической настройкой на максимум сигнала несущей или огибающей (для мегагерцовых и более высоких частот). Аналогичное достижение зарубежной радиоэлектроники, по-видимому, независимое, вызвало переворот в области связи.

Концепция самонастройки получила дальнейшее развитие в виде самоорганизующихся оптимальных регуляторов с экстраполяцией. Впервые соответствующая аббревиатура СОРЭ прозвучала в пленарном докладе А.А. Красовского в 1995 г. на юбилейной сессии Института проблем управления им. В.А. Трапезникова. В последующих статьях Александр Аркадьевич дал строгое доказательство существования оптимального времени экстраполяции, привел структурные схемы и алгоритмы двухконтурно¬го регулятора, изложил целостное временнóе рассмотрение в детерминированно-вероятностном приближении двухконтурного СОРЭ биномиального типа, ввел понятие самоорганизующейся системы на примере резервного пилотажного комплекса к штатной системе автоматического управления самолета Ту-154М в качестве летающей лаборатории.

В начале 1960-х гг. А.А. Красовский предложил конструкцию вращающегося гравитационного градиентометра со спаренными гантелями и синхронным детектированием на удвоенной частоте вращения, тем самым опередив аналогичные разработки в США. В середине 1990-х гг. продолжились работы возглавляемой им кафедры по созданию нового направления в гравиметрии, сейсмометрии, геодезии, что дало принципиально новые концепции и конструктивные решения. В том числе были получены решения по активно-пассивной системе амортизации (виброзащиты) технологического модуля космической станции, по сейсмометрии, т.е. обнаружению дальних землетрясений на сейсмических станциях, по орбитальным (применительно к космической технике) гравиметру и градиентометру, по мобильному наземному гравиметрическому мониторингу. Современная теория замкнутых платформенных гравиинерциальных систем строится на основе таких фундаментальных разделов прикладной физики и техники, как микромеханика, микроуправление, в создании которых А.А. Красовский принимал непосредственное участие.

В конце 1980-х гг. А.А. Красовский приступил к разработке направления ветроэнергетических установок с колебательным рабочим движением (ВЭУК), что подразумевает теоретическое обоснование, конструктивные схемы, принципы действия и элементную базу. Руководимые им исследования включали и изучение ветрового потенциала на территории СССР и Евроазиатском континенте. Одновременно изучались данные по соотношению за год между возобновляемой энергией, получаемой планетой Земля в области ИК-излучения от Солнца, и энергией ветра, расходуемой в тропосфере над сушей, морем, в струйных течениях. В 1997–2000 гг. под руководством А.А. Красовского были разработаны и переданы для проработки три обоснования проектов ВЭУК для острова Кипр. В России серийное производство ВЭУК планировалось начать с 2004 г., но по независимым от творческого коллектива причинам проект остался нереализованным.

С конца 1980-х гг. А.А. Красовским лично и под его руководством выполнен широкий круг исследований по пассивной макроволновой радиолокации, включая интерферометрическую радиопеленгацию. Основная область применения – экологический мониторинг и безопасность.

К одному из крупнейший направлений как по количеству вовлеченных специалистов, так и по объему выполненных под руководством А.А. Красовского работ, несомненно, относится совокупность исследований кафедры по интегрированным комплексам бортового оборудования (ИКБО) летательных аппаратов разнообразного предназначения. Направление состоит в привлечении фундаментальных теоретических работ, открытий и прогнозов к созданию опережающих концепций бортовых комплексов. Оно реализовывалось в содружестве с кафедрами высшей школы и системными отраслевыми институтами, институтами Заказчика и конструкторскими бюро путем выполнения предэскизных и эскизных проектов, участия в опытно-конструкторских работах.

Часть описанного направления, с характерной спецификой, составляли исследования А.А. Красовского и его учеников в области теоретических основ и практических решений авиационного тренажеростроения. А.А. Красовский предложил основные пути формализации модели деятельности оператора (летчика) на базе результатов теории оптимального оценивания и оптимального управления на основе функционала обобщенной работы. Этот сплав передовых достижений науки об управлении и отечественной нейро- и психофизиологии позволил сформулировать концепцию так называемого оптимального электронного инструктора (ОЭИ).

Были и другие направления научной деятельности А.А. Красовского, которым он отдавал свои силы, но не детализируемые здесь. Это и физическая теория управления, и циклическая фильтрация по Калману, и управление в человеко-машинных системах, и законы сохранения и превращения общей энтропии, и синергетика с принципом наименьшего действия управляемых самоорганизующихся систем, и полиномиальные колебания нелинейных динамических систем, и теоретическое обоснование (ученики экспериментально подтвердили) зеркально-дипольного излучения на несущей волне, равной четырем геометрическим высотам полета летательных аппаратов в плотной атмосфере.

А.А. Красовский с большой ответственностью относился к научно-организационной и педагогической деятельности. Он лично организовывал и возглавлял или входил в число организаторов большого числа Всероссийских и отраслевых научных конференций, был членом редакционных коллегий ведущих отечественных научных журналов по направлению автоматического управления.

В 1961 г. А.А. Красовский в соавторстве с Г.С. Поспеловым издали монографию “Основы автоматики и технической кибернетики”, явившуюся прорывом отечественной науки в области автоматического управления.

Но, пожалуй, основными достижениями А.А. Красовского являются созданные им кафедра и научная школа при ней, личный вклад сотрудников и выпускников которых получил высокую правительственную и общественную оценку: один Герой Социалистического труда (А.А. Красовский), два действительных члена АН СССР и РАН (Г.С. Поспелов, А.А. Красовский), десять (двое дважды) лауреатов Государственных премий СССР и РФ, четверо Заслуженных деятелей науки РФ и еще четверо удостоены других правительственных наград. На кафедре (в том числе под руководством А.А. Красовского) подготовлены 32 (11) доктора технических наук и 213 (105) кандидатов технических наук.

А.А. Красовский – автор 475 научных трудов, включая 20 книг и учебников, 188 научных статей и 42 изобретений, из которых три за единоличным авторством.

Деятельность А.А. Красовского отмечена орденами Ленина (18.02.1981), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (17.09.1975), Красной Звезды (30.12.1956), “Знак Почёта” (15.09.1961) и медалями, в том числе “Серп и молот” (18.02.1981) и “За боевые заслуги” (13.06.1952).

Память об Александре Аркадьевиче Красовском, ученом и человеке, навсегда останется в наших сердцах.

Редакционная коллегия журнала “Автоматика и телемеханика”

Перейти вверх

23 ноября 2020 г.
исполнилось 100 лет
со дня создания ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

Поздравление из космоса:
100 лет
ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

Членам Ассоциации


Список членов Ассоциации ВВИА Оплата членских взносов Список заказавших памятный знак

Оплата членских взносов через мобильное приложение банка

 

Оплата участия в конференции

ИНФО-2023
 

ХХI ВНТК Н.Е. Жуковского

Информационное письмо
 

Дополнительная информация

Информация для вступающих
в ассоциацию
Устав ассоциации ХХ ВНТК Н.Е. Жуковского I2T-2020 SED-2020
 

Некролог

Савенко Валерий Ананьевич
(1944 - 2023)

26 ноября 2023 года
на 80 году ушел из жизни
Савенко Валерий Ананьевич
ветеран ВВИА
известный ученый в области
авиационной электроэнергетики
 

Юбиляры


14 апреля 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения героя советского союза полковника
Бориса Савельевича Левина
100 лет со дня рождения
 
 
 

Премия имени академика В.С. Кулебакина в области авиационной и космической электроэнергетики для молодых ученых

Присуждение премии
Оплата целевого взноса на присуждение премии имени академика В.С. Кулебакина
 

Вестник героев Вахта героев Будем жить!
 
 
 
 

Ассоциация выпускников и сотрудников Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского совместно с Советом ветеранов Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского предлагает всем желающим ветеранам отдых и прохождение медицинских мероприятий, направленных на общее оздоровление, в дневном стационаре Социально-реабилитационного центра ветеранов войн и Вооруженных сил.

Подробную информацию можно узнать. перейдя по ссылке
 

 
 
 
 
Адрес Ассоциации: г. Москва, 4-я улица 8 Марта, д. 6А
Телефон: +7 (495) 255-36-35 доб. 555
E-mail: info@nasledie-vvia.ru
Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского в Facebook
Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского
 
 
Разработка: Экспериментальная мастерская НаукаСофт