Ассоциация «Наследие ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского»
 
КАФЕДРА СТРОИТЕЛЬНОЙ МЕХАНИКИ

Реввоенсоветом Республики 23 ноября 1920 г. было введено Положение об Институте инженеров Красного Воздушного флота имени профессора Н.Е. Жуковского. Впоследствии, после переименования его в академию, именно этот день был сохранен за академией как «день формирования». 23 ноября 1920г. отмечается и как день образования существовавших в 1920 г. учебных подразделений, преобразованных в последующем в кафедры. Таким образом, исторически кафедру Строительной механики (№ 19), название которой с тех пор оставалось неизменным, можно считать ровесницей академии. Однако официальная дата образования кафедры - 1923 год, тот год, когда был образован инженерный факультет.

Первым начальником кафедры строительной механики ВВИА являлся профессор Подольский Иван Серафимович (1871-1948), известный ученый-мостостроитель. Он возглавлял кафедру с 1923 по 1931 годы. Коллектив выдающихся ученых и инженеров того времени под руководством профессора Подольского И.С. заложил основы кафедры, как учебного и научного подразделения академии. Были сформированы учебные дисциплины «Сопротивление материалов» и «Строительная механика», подготовлены учебники и учебные пособия, что позволило начать подготовку высококвалифицированных инженерных кадров для отечественной авиации. Профессор Подольский И.С. является автором первого в нашей стране учебника по строительной механике авиационных конструкций (Подольский И.С. Строительная механика аэроплана / Проф. И. С. Подольский. - 2-е изд. - Москва; Ленинград : Огиз - Гос. науч.-техн. изд-во, 1931.).

Особо следует отметить вклад приглашенного в академию в 1920 году профессора Прокофьева Ивана Петровича (1877-1958) в формирование специализированной учебной дисциплины “Строительная механика аэроплана”. Именно благодаря ученым кафедры обе основные ее дисциплины были обеспечены собственными оригинальными учебниками. Он возглавлял кафедру в 1931-1935 годах.

Прокофьев И.П. окончил Московское инженерное училище Министерства путей сообщения (1901г.). Профессор, доктор технических наук (1934г.). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, выдающийся ученый, специалист в области строительной механики. Еще до начала своей научно-педагогической деятельности И.П. Прокофьев проявил себя как выдающийся инженер-мостостроитель, опубликовал ряд фундаментальных монографий, в которых отражены практические вопросы мостостроения. Им воспитано свыше 25 докторов наук. В начале 1918 года И.П. Прокофьева пригласили принять участие в работе комиссии по восстановлению мостов, разрушенных во время гражданской войны. И.П. Прокофьев являлся членом научно-технического совета комиссариата путей сообщения (НКПС) и его мостовой комиссии. Выезжал по их заданиям на места восстановления железнодорожных мостов.

Интересно отметить, что профессор И.П. Прокофьев работал не только в ВВИА, но и в разные годы заведовал кафедрами строительной механики Московского института инженеров транспорта, Московского института механизации сельского хозяйства, Московского водного института, Московского автодорожного института и др.

Дальнейшее становление и развитие кафедры связано с выдающимся ученым и педагогом Уманским Александром Азарьевичем (1900 - 1973). С 1935 года жизнь А.А. Уманского была связана с ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, где он занимал должность начальника кафедры строительной механики (1935 – 1962), а после увольнения из рядов Вооруженных Сил - профессора той же кафедры (1962 – 1973). Уманский А.А. окончил Киевский политехнический институт (1925г.). Профессор (1934г.), доктор технических наук (1936г.), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1960г.). Один из крупнейших учёных Советского Союза в области прочности пространственных стержневых систем и тонкостенных конструкций, автор свыше 120 научных трудов.

Научно-исследовательскую работу Уманский А.А. начал ещё в студенческие годы. Первый период его научного творчества посвящён развитию методов расчета на прочность наземных сооружений (мосты и тонкостенные конструкции на транспорте и промышленности). Одновременно с этим он возглавляет кафедру железнодорожных мостов и конструкций в Киевском институте инженеров транспорта, а затем кафедру строительной механики в Киевском инженерно-строительном институте. В 1934 году А.А. Уманский переезжает в Москву. Работая в ЦАГИ начальником первой секции прочности, он руководит выполнением работ по прочности тонкостенных авиационных конструкций.

На кафедре А.А. Уманский создал мощный творческий научно - педагогический коллектив, способный решать не только научные, но и учебные задачи. Руководимая им кафедра строительной механики ВВИА им. Н.Е. Жуковского была признана одной из лучших кафедр данного профиля в Советском Союзе.

Основные направления научной деятельности кафедры в данный период - теория авиационных конструкций и теория стержневых систем. С 1936г. на кафедре формируется и развивается важнейшее научное направление - теории авиационных тонкостенных конструкций, основоположником которого стал профессор Уманский А.А. В развитие этого научного направления изданы фундаментальные монографии: «Кручение и изгиб тонкостенных авиационных конструкций» (1939), «Специальный курс строительной механики» (1940), «Пространственные системы» (1948).

В этот же период продолжается совершенствование основных учебных дисциплин кафедры, издаются учебники и учебные пособия, не утративших своё значение по настоящее время, среди них: «Курс сопротивления материалов» в 2-х частях (1954); «Строительная механика самолёта» (1961), «Сборник задач по сопротивлению материалов» (1975).

Большое внимание на кафедре уделяется развитию лабораторной базы, которая широко используется для проведения научных исследований и учебных занятий. Исследуются вопросы прочности и устойчивости тонкостенных авиационных конструкций, проблемы усталостной прочности, динамические задачи сопротивления материалов.

С 1942г. по 1986г. на кафедре работает выдающийся отечественный ученый Вольмир Арнольд Сергеевич (1910-1986). А.С. Вольмир окончил Харьковский механико - машиностроительный институт (1931г.). Доктор технических наук (1950г.), профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1975г.). Специалист мирового масштаба в области устойчивости, динамики и аэроупругости тонкостенных авиационных конструкций.

А.С. Вольмир создал в Академии крупную научную школу в области устойчивости, динамики и аэроупругости тонкостенных авиационных конструкций. Им написаны получившие широкую известность в нашей стране и за рубежом оригинальные монографии: «Гибкие пластинки и оболочки» (1956), «Устойчивость деформируемых систем» (1967), «Нелинейная динамика пластинок и оболочек» (1972), «Оболочки в потоке жидкости и газа. Задачи аэроупругости» (1976), «Оболочки в потоке жидкости и газа. Задачи гидроупругости» (1979) и ряд других. До сих пор эти монографии являются настольными книгами научных работников и инженеров в самых различных областях промышленности и строительства, особенно в области аэрокосмической и ракетной техники.

А.С. Вольмир одним из первых использовал ЭВМ для решения задач теории оболочек. Большое внимание он уделял педагогической деятельности. Он является автором широко известных учебников по сопротивлению материалов и строительной механике авиационных конструкций, которые неоднократно переиздавались и продолжают переиздаваться в нашей стране и за рубежом.

После увольнения из рядов ВС СССР профессора Уманского А.А. кафедру возглавил Алексеев Семен Александрович (1912-1990). С.А. Алексеев в Вооруженных Силах с 1941г. по 1969 г. Окончил Московский государственный университет (механико-математический факультет) в 1941 г., ВВИА им. Н.Е. Жуковского (1945 г.), адъюнктуру ВВИА в 1948 г. Профессор, доктор технических наук (1957 г.). Крупный ученый в области теории упругости (в частности, теории мягких оболочек).

С началом Великой Отечественной войны С.А. Алексеев был призван в армию и направлен на учебу в ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, по окончании которой был оставлен в адъюнктуре. После защиты кандидатской диссертации занимал различные должности в системе ВУЗов и НИИ ВВС. С 1963 по 1969 годы - начальник кафедры строительной механики академии. В период руководства кафедрой уделял особое внимание учебной и методической работе, являлся соавтором учебников по «Сопротивлению материалов» и «Строительной механике авиационных конструкций». После Академии трудился на знаменитой кафедре М-1 МВТУ им. Н.Э. Баумана. Интересно заметить, что С.А. Алексеев был племянником великого русского режиссера К.С. Станиславского.

В этот же период приступил к работе на кафедре Пономарев Анатолий Тимофеевич (1938-2014 ). А.Т. Пономарев окончил Харьковский авиационный институт (1963 г.). Доктор технических наук (1977 г.), профессор (1991 г.). Заслуженный деятель науки РФ (2000 г.). Известный ученый в области математического моделирования на ЭВМ сложных аэроупругих систем (самолеты, ракеты, парашюты).

После окончания института вся жизнь профессора А.Т. Пономарева связана с ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, где он последовательно занимал должности старшего инженера, младшего и старшего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории, профессора кафедры строительной механики. В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию. Всегда уделял большое внимание подготовке инженерных и научно-педагогических кадров. Им написан ряд учебников и учебных пособий по основным дисциплинам кафедры, а также (в соавторстве) монографии, получившие широкую известность в научной среде. Список его научных трудов содержит 235 наименований.

А.Т. Пономарев один из первых создателей структурных линейных и нелинейных математических моделей аэроупругости в области авиационной, ракетной и парашютной техники на основе численных методов механики сплошной среды и современных вычислительных средств.

В 1969 г. кафедру возглавил профессор Новицкий Василий Васильевич (1922-1999), который руководил кафедрой до 1987 г. В.В. Новицкий в Вооруженных Силах с 1941 по 1987 г. Окончил ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского (1949 г.), адъюнктуру ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского (1952 г.). Доктор технических наук (1967 г.), профессор (1971 г.). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1989 г.). Участник Великой Отечественной войны. Видный ученый в области аэроупругости и прочности летательных аппаратов.

Новицкий В.В. начал обучение в Днепропетровском государственном университете на механико-математическом факультете. В июле 1941 г. был призван в армию и направлен на учебу в ВВИА.

С 1949 года жизнь В.В. Новицкого связана с кафедрой строительной механики ВВИА им. Н.Е. Жуковского, где он последовательно прошел все ступени военной (от капитана до полковника) и служебной лестницы (адъюнкт, преподаватель, старший преподаватель, начальник кафедры). Область научных интересов В.В. Новицкого была очень обширна: применение вариационных методов в расчетах на прочность; аэроупругость самолетов; применение композиционных материалов в авиастроении; экспериментальные методов исследования напряженного состояния авиационных конструкций.

Список его научных трудов включает более 200 наименований, из них следует выделить: «Прочность и проектирование конструкций из композиционных материалов» (1988), «Введение в аэроавтоупругость» в соавторстве (1980). После увольнения из Вооруженных сил В.В. Новицкий особенно большое внимание уделяет учебно – методической работе, подготовил в соавторстве основной учебник кафедры «Сопротивление материалов» (1994), ряд учебных пособий.

В 70-е и 80-е годы сформировался уникальный научно – педагогический коллектив, когда одновременно на кафедре работали профессора Уманский А.А., Вольмир А.С., Пономарев А.Т., Новицкий В.В. Защищает докторскую диссертацию профессор Григорьев Ю.П., первые научные шаги делает выдающийся ученый Морозов В.И. и другие.

В этот же период формируются основные научные школы кафедры, которые определили содержание научно – исследовательской работы на все последующие годы: «Аэроупругость и прочность боевых летательных аппаратов» (с 1973 года, под руководством профессоров Вольмира А.С., Морозова В.И., Новицкого В.В., Пономарева А.Т.) и «Динамика движения и деформирования парашютных систем» (с 1978 года, под руководством профессора Пономарева А.Т.).

Выдающиеся научные достижения кафедры базировались на интенсивно развивающихся численных методах расчета и внедрении вычислительных машин. Научные школы создавались для решения следующих основных задач:

  • разработка методологии исследования прочностных характеристик тонкостенных элементов конструкции летательных аппаратов в условиях реального нагружения;
  • разработка методологии исследования динамики деформирования и нагружения оболочек и пластин;
  • разработка методологии математического моделирования сложных аэроупругих систем для изучения динамики движения, деформирования и нагружения боевых самолетов и парашютных систем в различных условиях полета путем численного эксперимента.

Основные достижения научной школы «Аэроупругость и прочность боевых летательных аппаратов» связаны с формированием линейных и нелинейных уравнений аэроупругости ЛА, что позволило решить большинство практически важных задач динамики и нагружения боевых ЛА. Теория этого вопроса и результаты исследований изложены в монографиях: “Введение в аэроавтоупругость” (1980 г.), “Математическое моделирование сложных аэроупругих систем” (1995 г.), “Аэрогидроупругость конструкций” (2000 г.) и др. В последующем, по мере развития вычислительных средств и методов, данное направление ориентируется на моделирование нагружения и деформирования планера ЛА при больших углах атаки.

Можно отметить основные результаты исследований по данному научному направлению:

  • предложена общая методология математического моделирования сложных аэроупругих систем;
  • разработаны математические модели движения, деформирования и нагружения современных боевых летательных аппаратов на различных режимах полета: дозвуковых, сверхзвуковых, критических (с отрывом потока). Созданы методы оценки аэроупругой устойчивости летательных аппаратов и соответствующие комплексы программ для ЭВМ. Предложены подходы для оценки усталостной повреждаемости элементов конструкции планера в реальных условиях эксплуатации.

Основные достижения научной школы «Динамика движения и деформирования парашютных систем» определяются построением математических моделей парашютных и парашютно-реактивных систем, систем типа «парашют» - «груз» - «самолет» для анализа динамики и прочности парашютов в процессе десантирования боевой техники, людей и грузов различного назначения. По результатам исследований изданы монографии “Исследование парашютов и дельтапланов на ЭВМ” (1987 г.), “Парашютные системы” (1996 г.). В этих работах на базе синтеза современных численных методов механики сплошной среды разработана методология формирования математических моделей парашютов для изучения их формы, напряженно-деформированного состояния и аэродинамических характеристик.

Результаты научных исследований кафедры реализованы и внедрены в ОКБ и НИУ, в частности:

  1. Математические модели аэроупругости использованы для повышения аэроупругой устойчивости транспортных самолетов (Ил-76, Ан-124).
  2. Разработана автоматизированная система «Купол», предназначенная для расчета деформирования и нагружения парашютных систем.
  3. При помощи математических моделей, разработанных в рамках научной школы, осуществлялось обеспечение спасения разгонного блока французской ракеты «Ариан» (2005 г.).
  4. Моделирование нагруженности элементов конструкции серийных и проектируемых парашютных систем.
  5. Производились расчеты и выработка рекомендаций по улучшению флаттерных характеристик самолета Як-130 (2001-2009 гг.).
  6. Обеспечивалось улучшение характеристик парашютно-реактивных систем для десантирования боевой техники (2006 г.).
  7. Экспериментальные исследования, проведенные на кафедре, обеспечили безопасное использование ряда авиационных и строительных конструкций (2005-2007 гг.).

На кафедре подготовлено и защищено 113 кандидатских и 14 докторских диссертаций, издано свыше 37 монографий. Четыре сотрудника кафедры удостоены высокого звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» («Заслуженный деятель науки РФ») – А.А. Уманский, А.С. Вольмир, В.В. Новицкий, А.Т. Пономарев.

Дальнейшее развитие кафедры, как учебно – научного подразделения Военно-Воздушной Инженерной Академии имени профессора Н. Е. Жуковского связано с именем Морозова Виктора Ивановича. В.И. Морозов в Вооруженных Силах с 1969 по 1998 г. С отличием окончил Томский государственный университет (1969 г.), адъюнктуру ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского (1976 г.). Доктор технических наук (1985г.), профессор (1986 г.). Видный ученый в области аэроупругости летательных аппаратов и парашютных систем.

Преподавал в Сызранском Военном авиационном летном училище (1969-1973 гг.). С 1973 года служил в ВВИА. На кафедре строительной механики ВВИА прошел все ступени служебной лестницы – адъюнкт, начальник научно-исследовательской лаборатории, старший преподаватель, начальник кафедры (1987-1998 гг.).

Являясь начальником кафедры, возглавлял научное направление по математическому моделированию аэроупругости самолетов, соавтор фундаментальных трудов в этой области: «Создание и применение математических моделей самолетов» (1984 г.); «Математическое моделирование сложных аэроупругих систем» (1995 г.); «Аэрогидроупругость конструкций» (2000 г.). Автор более 200 научных трудов. С 1998 по 2001 годы – заведующий кафедрой механики академии. В дальнейшем – заместитель директора ФГУП НИИ парашютостроения по научной работе.

В этот период на кафедре начинают читаться новые учебные дисциплины, связанные с попытками формирования новой системы военного образования. В Академии появились новые виды подготовки: ПИНН – подготовка инженеров наукоемких направлений, ПОМ – подготовка офицеров-математиков, ПЛИИ – подготовка летчиков-инженеров-исследователей. Это было очень своевременно – курсанты с настоящим, шестилетним инженерным образованием (ПИНН), выпускники лучших технических ВУЗов страны, получавшие в Академии дополнительную военную подготовку (ПОМ), инженерное образование для летчиков испытателей (ПЛИИ). В связи с этим, кафедра стала читать новые для нее, но очень интересные в методическом плане дисциплины, такие как: «Механика деформируемого твердого тела» - для офицеров кафедры спецвооружения, «Основы аэроупругости БЛА» - для курсантов старших курсов, обучающихся по программе ПИНН, «Прочностная надежность и механика разрушения элементов БЛА» - для летчиков и курсантов ПИНН. Данная работа не прошла даром. Выпускники ПОМ и ПИНН по окончанию Академии стали ее преподавателями, защитили кандидатские, а кое-кто и докторские диссертации. Из докторов наук - выпускников ПОМ и ПИНН достаточно вспомнить таких ученых, как А.Л. Дроздов, Г.В. Кретинин, А.В. Сетуха, В.М. Попов, М.А. Киселев

Естественно, были изданы новые учебники и учебные пособия по основным дисциплинам кафедры, в которых учтены современные достижения в области авиастроения, новые конструкционные материалы, современные подходы к оценке прочности, жесткости и устойчивости авиационных конструкций. В частности, в соавторстве с профессором Новицким В.В. Морозов В.И. издает базовый учебник «Сопротивление материалов» для слушателей и курсантов инженерных ВУЗов ВВС (1994г.), вышли пособия по аэроупругости, прочностной надежности летательных аппаратов.

После увольнения из рядов ВС РФ Морозова В.И. кафедру возглавил Петров Юрий Владимирович (р. 1956 г.). В Вооруженных Силах с 1973 по 2002 г. Окончил Рижское высшее военное авиационное инженерное училище им. Я. Алксниса (1978 г.). Доктор технических наук (1996г.), профессор (1998 г.). Специалист в области аэроупругости самолетов и демпфирования колебаний их элементов.

По окончании РВВАИУ Ю.В. Петров служил в строевых авиационных частях. Проявил склонность к научной и преподавательской деятельности, в 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию, служил в РВВАИУ им. Я. Алксниса на должностях старшего научного сотрудника, старшего преподавателя, начальника кафедры конструкции летательных аппаратов. После окончания очной докторантуры ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского занимал должность заместителя начальника факультета летательных аппаратов, а с 1999 по 2002 г. – начальника кафедры строительной механики академии. Автор более 80 научных трудов, среди которых 28 изобретений в области авиации.

В 2002 г. начальником кафедры строительной механики ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского назначен Овчинников Валерий Валерьевич (р. 1970 г.). В.В. Овчинников в Вооруженных Силах с 1993 г. Окончил Московский инженерно-физический институт (1993 г.). Доктор технических наук (2005 г.), профессор (2009 г.). Специалист в области математического моделирования аэроупругости боевых летательных аппаратов на критических режимах полета.

В 1993 г. В.В. Овчинников с отличием окончил факультет кибернетики МИФИ. По окончании института посвятил свою жизнь военной службе. Служил в ВВИА им. Н.Е. Жуковского на должностях инженера научно-исследовательской лаборатории, преподавателя, старшего преподавателя, начальника кафедры строительной механики ВВИА. Находясь на этой должности, обеспечил учебный процесс по всем дисциплинам кафедры новыми учебниками и учебными пособиями. Так, под его редакцией в 2009 г. издан базовый учебник для слушателей и курсантов инженерных ВУЗов ВВС по основной дисциплине кафедры «Строительная механика боевых летательных аппаратов». Результаты исследований В.В. Овчинникова в области расчета и анализа флаттерных характеристик летательных аппаратов были применены при проектировании современного учебно-боевого самолета Як-130. Автор более 90 научных трудов.

Основные научные достижения кафедры в последние годы и их реализация:

  • предложена общая методология математического моделирования аэроупругости боевых самолетов на критических режимах полета (Овчинников В.В., 2005г., реализована в ОКБ им А.С. Яковлева);
  • разработаны математические модели движения, деформирования и нагружения современных боевых летательных аппаратов на различных режимах полета: дозвуковых, сверхзвуковых, критических (с отрывом потока) (Овчинников В.В., 2005г., Ефремов И.Н.,2007г., реализованы в ОКБ им А.С. Яковлева);
  • созданы методы оценки аэроупругой устойчивости летательных аппаратов и соответствующие комплексы программ для ЭВМ (Овчинников В.В., Филимонов С.В. 2007г., реализованы в ОКБ им А.С. Яковлева);
  • построены математические модели парашютных и парашютно-реактивных систем, систем типа «парашют» - «груз» - «самолет» для анализа динамики и прочности парашютов в процессе десантирования боевой техники, людей и грузов различного назначения (Пономарев А.Т., Андросенков В.А., Морозов А.А., 2005-2007гг., реализованы в ФГУП «НИИ Парашютостроения», «Универсал»).

В последние годы существования Академии защищены следующие научные работы:

  • Доктор наук:
    - Нелинейная математическая модель аэроупругости боевых летательных аппаратов при отрывном обтекании (Овчинников В.В., 2005г.)
  • • Кандидат наук:
    - Методика расчёта формообразования и прочности парашюта с учётом его конструктивных особенностей (Леонов С.В., 2011г.).
    - Методика расчёта характеристик аэроупругой устойчивости элементов боевых летательных аппаратов на базе прямого метода расчёта аэродинамических передаточных функций. (Филимонов С.В., 2007 г.).
    - Методика исследования нелинейных аэроупругих характеристик учебно-боевого самолёта. (Ефремов И.Н., 2007 г.).
    - Методика расчета нагружения и прочностных характеристик конструктивных элементов ПС при раскрытии парашютов. (Андросенков В.А., 2007.).
    - Методика расчёта для различных участков движения компоновки «объект+парашютно-реактивная система». (Котов М.А., 2012 г.).

В этот период кафедра вела большую учебную работу, сохраняя базовые дисциплины «Сопротивление материалов авиационных конструкций» и «Строительная механика боевых летательных аппаратов». Было подготовлено к изданию и издано большое количество учебных и учебно-методических пособий. Отметим основные:

  1. Сопротивление материалов авиационных конструкций. Руководство к лабораторным работам. /Под ред. Овчинникова В.В., - М.: ВВИА, 2004г.).
  2. В.В. Овчинников, Ю.В. Петров. Строительная механика и прочность боевых летательных аппаратов. Контрольные домашние задания и методические указания к их выполнению. М., ВАТУ, 2002г.
  3. Овчинников В.В., Целищев Н.Г. Сопротивление материалов авиационных конструкций. Расчетно-графическая работа и методические указания по ее выполнению. – М: изд. ВВИА, 2003г.
  4. Овчинников В.В., Петров Ю.В. Расчет стержневых элементов авиационных конструкций на прочность. Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Сопротивление материалов авиационных конструкций». М.: изд. ВАТУ, 2002г.
  5. В.В. Овчинников, Ю.В. Петров, С.Ю. Плосков “Строительная механика БЛА”. М., ВВИА, 2004 г.
  6. В.В. Овчинников, Н.Г. Целищев. Строительная механика боевых летательных аппаратов. Руководство к лабораторным работам. М., ВАТУ, 2002г.
  7. В.В. Овчинников, Ю.В. Петров, С.Ю. Плосков. Сопротивление материалов авиационных конструкций. Расчетно-графическая работа «Расчет статически неопределимых стержневых систем». М.: ВВИА, 2006.

За этот период произошли существенные изменения в составе лабораторной базы кафедры.

Лаборатория кафедры строительной механики была организована решением командования академии от 27 октября 1937 г. К моменту перевода Академии в г. Воронеж кафедра располагала уникальной экспериментальной базой, позволяющей полностью обеспечивать учебный процесс и проводить обширные исследования напряженно-деформированного состояния элементов конструкций. Все установки для испытания конструктивных элементов, как ни странно, до этого момента находились в рабочем состоянии благодаря самоотверженному труду сотрудников учебной лаборатории. К сожалению, моральному и материальному старению подвергается контрольно-измерительная аппаратура, многие элементы которой невозможно заменить по причине того, что они сняты с производства, а закупка современных средств измерения и визуализации результатов невозможна из-за недостатка материальных средств. После перебазирования все установки были разрезаны и сданы в металлолом. Спасти удалось только маленькие учебные пособия, использовавшиеся для лекционных демонстраций.

Внешний вид зала испытаний. Какой был зал!
Инженеры кафедры у гидравлического пресса для исследования характеристик элементов авиационных конструкций мощностью до 200 тонн. Пресс был получен по репарациям после Великой Отечественной войны из лаборатории Прандтля и благополучно проработал до 2012 г., когда вдруг выяснилось, что он не нужен.
Перейти вверх

23 ноября 2020 г.
исполнилось 100 лет
со дня создания ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

Поздравление из космоса:
100 лет
ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

Членам Ассоциации


Список членов Ассоциации ВВИА Оплата членских взносов Список заказавших памятный знак

Оплата членских взносов через мобильное приложение банка

 

Оплата участия в конференции

ИНФО-2023
 

ХХI ВНТК Н.Е. Жуковского

Информационное письмо
 

Дополнительная информация

Информация для вступающих
в ассоциацию
Устав ассоциации ХХ ВНТК Н.Е. Жуковского I2T-2020 SED-2020
 

Некролог

Савенко Валерий Ананьевич
(1944 - 2023)

26 ноября 2023 года
на 80 году ушел из жизни
Савенко Валерий Ананьевич
ветеран ВВИА
известный ученый в области
авиационной электроэнергетики
 

Юбиляры


14 апреля 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения героя советского союза полковника
Бориса Савельевича Левина
100 лет со дня рождения
 
 
 

Премия имени академика В.С. Кулебакина в области авиационной и космической электроэнергетики для молодых ученых

Присуждение премии
Оплата целевого взноса на присуждение премии имени академика В.С. Кулебакина
 

Вестник героев Вахта героев Будем жить!
 
 
 
 

Ассоциация выпускников и сотрудников Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского совместно с Советом ветеранов Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского предлагает всем желающим ветеранам отдых и прохождение медицинских мероприятий, направленных на общее оздоровление, в дневном стационаре Социально-реабилитационного центра ветеранов войн и Вооруженных сил.

Подробную информацию можно узнать. перейдя по ссылке
 

 
 
 
 
Адрес Ассоциации: г. Москва, 4-я улица 8 Марта, д. 6А
Телефон: +7 (495) 255-36-35 доб. 555
E-mail: info@nasledie-vvia.ru
Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского в Facebook
Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского
 
 
Разработка: Экспериментальная мастерская НаукаСофт