Ассоциация «Наследие ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского»
 

КАФЕДРА ВОССТАНОВЛЕНИЯ БОЕВОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

В 1922г. была создана Академия Воздушного флота имени профессора Н.Е.Жуковского. Она стала готовить инженерные кадры широкого профиля, в том числе и инженеров по ремонту авиационной техники (АТ). В первые годы деятельности академии вопросы ремонта AT излагались на кафедраҳ конструкции самолетов и конструкции моторов. В сентябре 1923 г. в Академии был утвержден штат кафедр в составе которого была и кафедра организации производства (руководитель П.А. Моишеев).

В 1927 г. для подготовки инженеров-механиқов по эксплуатации в академии создается кафедра технической эксплуатации авиационной техники и вопросы ремонта стали изучаться на этой кафедре. В этом же году из лаборатории кафедры технической эксплуатации выделяется лаборатория организации производства (ЛОП). Во главе новой лаборатории назначается Петр Николаевич Львов. Большую роль в организации лаборатории сыграл также профессор Алексей Сергеевич Бриткин - крупный специалист по механической обработке металлов. В 1929 году практические работы по ремонту авиационных моторов типа М-17 передаются из «моторной лаборатории» в ЛОП, где создается моторное отделение, а лаборатория приказом по академии № 255 от 1.10.1929г. переименовывается в лабораторию организации производства и ремонта(ЛОПР).

В 1931 году в академии организуется новая кафедра технологии металлов и дерева. Старшим руководителем этой кафедры (то есть первым начальником кафедры) назначается П.Н. Львов. Эта дата и считается официальной датой образования кафедры Восстановления боевой авиационной техники. Работа новой кафедры включала в себя небольшой лекционный курс, практику на учебном заводе и практику слушателей на заводах авиационной промышленности. К первым преподавателям кафедры можно отнести профессора А.С. Бриткина, преподававшего с 1927 г. в академии организацию производства, а также инженеров И.С. Семенова и М.М. Филиппского— специалистов по механической обработке металлов. Отдельные вопросы технологии ремонта моторов типа М-17 отрабатывались активистами секции военно-научного общества академии А.Е. Заикиным и Е.П. Бугровым. Сварку и пайку металлов преподавал выпускник академии 1926 г. С.3. Клинцов. Вопросы механической обработки металлов, а также - допусков и посадок излагал А.И. Воротников. Литейное дело и обработку металлов давлением с 1933 г. преподавал П.С. Волкоедов. С 1934 г. на кафедре Д.А. Одоевским и С.М. Вороновым читались соответствующие разделы "Черной и цветной металлургии". Выпускник академии 1928 г. (на кафедре с 1937 г.) Г.П. Платонов излагал технологию дерева. С 1936 г. инженер Г.И. Карлов преподавал технологию дерева и обработку металлов давлением.

В 1937 г. было организовано дипломное проектирование на технологические темы 12-ю слушателями инженерного факультета под руководством преподавателей: И.С. Семенова, А.И. Воротникова, С.3. Клинцова и Г.И. Карлова. Это дипломное проектирование было пробным и вновь возобновилось через 20 лет. В темах дипломов стали рассматриваться вопросы технологии и ремонта.

В 1938 г. молодым преподавателям была поставлена задача в выборе соответствующих тем диссертационных работ, которые были успешно завершены и защищены в период с 1942 по 1943 г.г., а некоторым преподавателям, в частности, C.3. Клинцову, Г.П. Платонову и А.И. Воротникову в 1939 г. было присвоено звание доцента.

В 1939 г. окончательно сформировался преподавательский состав кафедры из кадровых военных, а именно - начальника кафедры В.С. Зиновьева и преподавателей: С.3. Клинцова, А.И. Воротникова, Г.П. Платонова, П.С. Волкоедова, Г.И. Карлова и Г.Г. Заморина.В 1942 г. на кафедру пришли преподаватели: А.А. Лаптев, специализирующийся по сварке металлов, и Г.А. Кан - специалист по технологии дерева и неметаллическим материалам.

В довоенные годы основное время в обучении слушателей по вопросам ремонта авиатехники отводилось практическим занятиям по ремонту моторов М-17, М-34 и др. Учебный процесс постоянно модернизировался, улучшалась технологическая база для подготовки слушателей по вопросам ремонта самолетов и двигателей.

Кроме этого разрабатываются и издаются необходимые учебно-методические материалы. В 1938 г. выходит в свет Руководство к практическим работам по курсу технологии металлов и дерева, авторы П.С.Волкоедов, С.З.Клинцов, Г.И.Карлов, А.И.Воротников, Г.П. Платонов и конспект к практическим работам по технологии металлов и дерева, тех же авторов.

В 1939 г. на кафедре появляется первый учебник Сварка, автор С.З.Клинцов, а в 1940 г. учебное пособие Руководство для проведения лабораторных работ по эксплуатации и ремонту самолетов и моторов, авторы Ф.Н. Шульговский, П.Г. Заморин, Г.К. Волков, Я.Д. Митницкий.

К 1942 году личный состав кафедры состоял из преподавателей: В.С.Зиновьева (начальник кафедры), C.3. Клинцова, А.И. Воротникова, Г.П. Платонова, Г.И. Карлова, П.Г. Заморина, Д.И. Зубакова, Б.П. Цыбули, А.П. Вороновича, А.Д. Пономарева, П.И. Красильникова, Г.А. Кана и А. А. Лаптева. В 1942 г. Защитили диссертации C.3. Клинцов и II.С. Волкоедов, а в 1943 г. - Г.П. Платонов. Г.И. Карлов защитился в 1944 году. В этом же году, после окончания академии, преподавателями на кафедру пришли А.Д. Пономарев и П.И. Красильников, а также доцент, кандидат технических наук С.Т. Богиня.

После разделения кафедры технологии и ремонта на две кафедры их состав определился в следующем виде:

  • кафедра ремонта: Г.П. Платонов (начальник кафедры), преподаватели: Г.И. Карлов, П.Г. Заморин, А.А. Ушаков, А.Д. Пономарев и П.И.Красильников;
  • кафедра технологии: С.З. Клинцов (начальник кафедры) и преподаватели: П.С. Волкоедов, С.Т. Богиня, А.И. Воротников, Г.А. Кан, А.А. Лаптев и Д.И. Зубаков.

В первые послевоенные годы (1945...1950 г.г.) коллектив кафедры ремонта направляет свои усилия на обобщение опыта инженерной авиационной службы, приобретенного в годы Великой отечественной войны по полевому (войсковому) ремонту авиационной техники, включая вопросы технологии и организации восстановления. Проводится большая работа по созданию новых учебных программ, учебников и учебных пособий.

С 1943 г. на кафедре ремонта началась плановая подготовка научно педагогических кадров через адъюнктуру. Первыми из них были: П.М. Любалин (набор 1943 г.), Б.Е. Авчинников (1947 г.), Н.М. Матузко (1948г.), В.П. Фролов и Н.А. Соколов (1949 г.), Р.Е. Есенберлин (1950г.) и Ю.А. Яковлев (1954 г.).

Конец 40-х и начало 50-х г.г. характеризуются напряженной учебно - методической работой всего коллектива. В этот период значительно обновился преподавательский состав. Ушли старые опытные преподаватели: П.Г. Заморин, П.И. Красильников, А.Д. Пономарев. На смену им пришли молодые: Б.Е. Авчинников (1950 г.), Ю.Б. Горюнов (1951 г.), В.П. Фролов (1952 г.).

С 1951 по 1952 г.г. кафедра ремонта стала участвовать в учебном процессе по подготовке инженерных кадров для армий дружественных стран. К чтению лекций и проведению практических занятий привлекались вначале опытные преподаватели: Г.П. Платонов, Г.Г. Карлов и Н.И. Конончук, а затем и молодые преподаватели: Б.Е. Авчинников, Ю.Б. Горюнов и В.П. Фролов. К началу 60-х годов скачкообразно вырос научно-технический потенциал кафедры, что послужило фундаментальной основой для подготовки в последующие годы докторских диссертаций офицерами из числа первых адъюнктов кафедры: Б.Е. Авчинниковым, Н.М. Матузко, В.П. Фроловым и Р.Е. Есенберлиным. Среди преподавателей кафедры, подготовивших в эти годы кандидатские диссертации, были А.А. Ушаков и П.И. Красильников. Кафедра настойчиво продолжает уделять большое внимание подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров в области ремонта AT и углублению научных основ, читаемых дисциплин. В этот период успешно защитили кандидатские диссертации еще 7 человек.

В 1955 г. последовало очередное объединение двух кафедр в одну, следующего состава: Г.И. Карлов (начальник кафедры); С.Н. Лоцманов (заместитель начальника кафедры); А.А. Лаптев и Г.А. Кан (старшие преподаватели по технологии); Б.Е. Авчинников (старший преподаватель по ремонту самолетов); Н.И. Конончук (старший преподаватель по ремонту авиадвигателей); П.М. Любалин, В.Я. Дегтярев, Н.А. Соколов, В.В. Космодемьянский, В.Л. Фролов, Ю.Б. Горюнов (преподаватели и младшие преподаватели). В ходе объединения был уволен в запас П.С. Волкоедов. Ушли в отставку генерал-майоры ИТС Г.П. Платонов и С.3. Клинцов.

С 1958 г., после тщательной подготовки, началось изучение обобщённых дисциплин "Ремонт самолетов и авиационных двигателей" и "Технология авиационных материалов". К началу чтения кафедра подготовила и издала новые альбомы иллюстраций и два новых учебника по этим дисциплинам. Первыми эти дисциплины начали читать Г.И. Карлов и А.А. Лаптев, а затем и другие преподаватели: Б.Е. Авчинников, В.П. Фролов, В.В. Космодемьянский, П.М. Любалин, Г.А. Кан и Н.А. Соколов. В этот период кафедрой предпринимаются дальнейшие шаги по сближению обучения с нуждами частей ВВС, продолжают совершенствоваться учебные планы и программы.

В 1968 г. на кафедре производится смена руководства: уходит в отставку начальник кафедры профессор, к.т.н. Г.И. Карлов и назначается профессор, д.т.н. Б.Е. Авчинников. В 1969 г. увольняется в отставку заместитель начальника кафедры доцент, к.т.н. А.А. Лаптев. На эту должность назначается доцент, кандидат технических наук В.П. Фролов, завершивший к этому периоду работу над докторской диссертацией. Также на кафедру приходят молодые офицеры: В.Г. Кривуля, Ю.Д. Горшков, В.Я. Кузнецов, Н.В. Моисеенков, Э.А. Кочаров, а позже - И.Н. Белотелов, Г.К. Бирюков, А.Л. Теслев, которые после успешной подготовки и защиты диссертаций зачисляются на должности преподавателей и сотрудников научно-исследовательской лаборатории (НИЛ) кафедры.

В 1971 г. вышло в свет учебное пособие Восстановление боевой авиационной техники в двух частях. Часть 1. Основы технологии восстановления авиационной техники. А.А. Лаптев, П.М. Любалин, 1971 г., часть 2. Восстановление боевой авиационной техники. Б.Е. Авчинников, В.В. Космодемьянский В.П. Фролов, 1971 г.

В этот период продолжает совершенствоваться учебный процесс: ставятся новые практические работы, издаются руководства к ним. В 1972 г. Б.Е. Авчинниковым, Г.Қ. Бирюковым и Ю.Д. Горшковым разрабатывается новое практическое занятие по организации ремонта AT в ходе ведения боевых действий. Э.А. Кочаровым и А Л. Теслевым совершенствуется работа по дефектации деталей АТ. Для этой работы Н.Г. Шарыгиным разрабатывается оригинальное контролирующее устройство для оценки знаний слушателями по довольно сложному практическому занятию, на котором слушатель получал детали АТ с реальными дефектами и должен был оценить возможность и способы их восстановления. Активное участие в совершенствовании этого занятия принимала начальник 1-го отделения учебной лаборатории Р.М. Тимонина. В это же время под руководством В.Г. Хижняка разрабатываются оригинальные стенды по технологическим процессам ремонта АТ, которые просуществовали на кафедре более 30 лет и которые очень пригодились бы сейчас в любом авиационном учебном заведении.

В период с 1975 по 1976 г.г. личным составом кафедры проделана принципиально новая крупная работа по созданию дисциплины «Военно-экономический анализ, организация и экономика производства и ремонта боевой авиационной техники» для слушателей руководящего инженерного состава, в том числе издан учебник по этой дисциплине. Начиная с 1976 г. на кафедре происходит постепенная смена руководства: уходит в отставку начальник кафедры профессор, д.т.н. Б.Е. Авчинников. Вместо него назначается доцент, к.т.н. Н.В. Моисеенков. Затем увольняется заместитель начальника кафедры профессор, д.т.н. В.П. Фролов и на его место назначается к.т.н. В.Я. Кузнецов. Преподавателями кафедры становятся: Э.А. Кочаров, Н.А. Соколов, А.Л. Теслев, Н.А. Виноградов, А.Г. Каримов, Н.П. Семенихин, В.Г. Хижняк, В.В. Сауткин.

В этот период преподаватели кафедры ведут занятия со слушателями первичной подготовки инженеров и подготовки руководящего состава всех факультетов, а также на академических курсах. В общей сложности они проводили занятия по 21 дисциплине. Были созданы новые специализированные аудитории по ремонту авиационной техники с учетом боевых действий в Афганистане и по ремонту деталей из неметаллических материалов.

Так в аудиториях были установлены самолёты МиГ-23 и Су-27 с реальными боевыми повреждениями и на них последовательно (в соответствии с технологическими операциями) выполнены работы по устранению повреждений на фюзеляже и крыльях. То же самое было проделано и на их двигателях. Это позволяло слушателям изучать боевые повреждения и разрабатывать технологические способы их ремонта.

В 1986 г. начальником кафедры назначается доцент, к.т.н. В.Г.Кривуля. В 1989 г. увольняется заместитель начальника кафедры доцент, к.т.н. В.Я. Кузнецов и на его место назначается доцент, к.т.н. Н.П. Семенихин. В.Г. Кривуля сразу взял курс на повышение научного потенциала кафедры. С этой целью сотрудникам кафедры была предоставлена возможность учиться в МГУ им. М.В. Ломоносова (факультет Вычислительной математики и кибернетики МГУ окончили три сотрудника). Восемь человек окончили МАИ им. С. Орджоникидзе по специальности Автоматизированное конструирование. Таким образом, к 1991 году в научном плане кафедра стала одной из самых квалифицированных кафедр в академии.

Кроме того, в это время перед академией ставится задача существенного повышения военно-экономической подготовки слушателей. И эта задача была поставлена перед кафедрой. Было принято решение о создании кафедры Военной экономики (производства, эксплуатации и восстановления военной техники и вооружения), которая стала проводить занятия на всех факультетах академии.

Для этих целей было увеличено число преподавателей. Кроме В.Г. Кривули и Н.П. Семенихина преподавателями были: А.Л. Теслев, Н.П. Сметанников, Н.М. Лазников, В.Г. Хижняк, О.В. Мельников, И.В. Констанди, Н.Г. Ковальчук, В.М. Стрижаков, В.Ф. Павленко, П.Е. Лисицкий, В.Я. Кузнецов, Б.Н. Прозоров, Е.П. Кононов, В.Р. Байбурин, И.П. Лапин, Л.П. Карпов, С.Н. Болотнов.

В это же время перед кафедрой была поставлена серьёзная научная задача – оценка повреждаемости, ремонтопригодности и возможности восстановления самолёта МиГ-29 с боевыми повреждениями. Это была первая работа такого масштаба после Великой отечественной войны. В решении этой комплексной задачи приняли участие ещё 11 различных организаций и все факультеты академии.

Для проведения работ на академическом полигоне были обустроены: площадки для отстрела самолёта, его ремонта и приёма вертолёта (с целью транспортировки самолёта после ремонта на внешней подвеске на ремонтный завод), а также рулёжные дорожки между ними. Для этого потребовалось уложить 10 000 квадратных метров бетонных плит. Для оценки средств ремонта и оборудования в распоряжение учебной лаборатории была выделена новая подвижная авиаремонтная мастерская ПАРМ-2ДМ. В связи с этим учебная лаборатория была преобразована в учебно-лабораторную базу.

Параллельно с «физическим» отстрелом самолёта Миг-29 проводится математическое моделирование и исследования на вычислительных машинах типа VAX непосредственно в конструкторском бюро имени А.И. Микояна. Особенно больших достижений в создании 3-D моделей Миг-29 и прочностных расчётах добился В.Р. Байбурин. Он ещё в 1990 году использовал такие пакеты, как CATIA, MSCNASTRAN и другие.

В 1994 году начальником кафедры назначается Н.П. Семенихин.

В 1996 году после увольнения Н.П. Семенихина кафедра была разделена на две. Кафедру Восстановления авиационной техники (и вооружения) возглавил В.М. Стрижаков, кафедру Военной экономики и программ вооружения Н.М. Лазников.

Перейти вверх

23 ноября 2020 г.
исполнилось 100 лет
со дня создания ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

Поздравление из космоса:
100 лет
ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

Членам Ассоциации


Список членов Ассоциации ВВИА Оплата членских взносов Список заказавших памятный знак

Оплата членских взносов через мобильное приложение банка

 

Оплата участия в конференции

ИНФО-2023
 

ХХI ВНТК Н.Е. Жуковского

Информационное письмо
 

Дополнительная информация

Информация для вступающих
в ассоциацию
Устав ассоциации ХХ ВНТК Н.Е. Жуковского I2T-2020 SED-2020
 

Некролог

Савенко Валерий Ананьевич
(1944 - 2023)

26 ноября 2023 года
на 80 году ушел из жизни
Савенко Валерий Ананьевич
ветеран ВВИА
известный ученый в области
авиационной электроэнергетики
 

Юбиляры


14 апреля 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения героя советского союза полковника
Бориса Савельевича Левина
100 лет со дня рождения
 
 
 

Премия имени академика В.С. Кулебакина в области авиационной и космической электроэнергетики для молодых ученых

Присуждение премии
Оплата целевого взноса на присуждение премии имени академика В.С. Кулебакина
 

Вестник героев Вахта героев Будем жить!
 
 
 
 

Ассоциация выпускников и сотрудников Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского совместно с Советом ветеранов Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского предлагает всем желающим ветеранам отдых и прохождение медицинских мероприятий, направленных на общее оздоровление, в дневном стационаре Социально-реабилитационного центра ветеранов войн и Вооруженных сил.

Подробную информацию можно узнать. перейдя по ссылке
 

 
 
 
 
Адрес Ассоциации: г. Москва, 4-я улица 8 Марта, д. 6А
Телефон: +7 (495) 255-36-35 доб. 555
E-mail: info@nasledie-vvia.ru
Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского в Facebook
Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского
 
 
Разработка: Экспериментальная мастерская НаукаСофт