К 73 годовщине со дня организации факультета авиационного оборудования
1 2
14 апреля 2014 года исполняется 73 года со дня организации в академии факультета авиационного оборудования. Факультет был создан в 1941 году, накануне Великой Отечественной войны. В этой статье рассказывается о событиях, предшествовавших образованию факультета, а так же о людях, подготовивших базу для его создания.
Электротехническая подготовка слушателей академии началась практически с первых дней ее существования. Николай Егорович Жуковский еще в 1920 году во вновь организованный авиатехникум, который вскоре стал институтам, а затем и академией, пригласил для преподавания основ электротехники своего ученика Виктора Сергеевича Кулебакина.
Потребность в изучении электротехнических дисциплин в то время диктовалась использованием электрической энергии уже на первых отечественных самолетах, в том числе и на военных, для воспламенения горючей смеси в авиационных двигателях, освещения и электрического обогрева, а также применением простейших средств радиосвязи. В качестве источников электрической энергии использовались аккумуляторные батареи и бортовые генераторы сначала переменного, а затем и постоянного тока. К началу двадцатых годов объем и номенклатура электро- и радиооборудования заметно увеличились. В строевых частях от авиационного инженера требовалось умение грамотно эксплуатировать соответствующую технику.
В связи с этим в 1923 году в числе первых семи кафедр академии создается и кафедра электромеханики.
Одним из инициаторов создания кафедры и ее первым научным руководителем был основоположник отечественной авиационной электротехники В.С. Кулебакин. Его научно-педагогическая деятельность в течение сорока лет была тесно связана с академией, в стенах которой он прошел путь до генерал-майора инженерно-технической службы, действительного члена Академии наук СССР. В.С. Кулебакин много сделал для становления и дальнейшего развития кафедры, для создания отечественной школы авиационных электроэнергетиков.
На первом этапе развития кафедры электромеханики, которая вскоре стала называться кафедрой электрорадиотехники, основными учебными дисциплинами были общая электротехника и основы радиотехники, переработанные применительно к авиационному профилю и носившие общеобразовательный характер. Вместе с общетеоретическими положениями в этих дисциплинах рассматривались вопросы, связанные с навигационным, светотехническим и другим специальным оборудованием самолетов, радиосвязью и т.п. Данные учебные дисциплины были обязательными на инженерном факультете, а затем и на факультете авиавооружения (после его образования). В несколько сокращенном виде они читались на факультете службы Воздушного флота (командном факультете).
Формирование этих дисциплин представляло в то время большие трудности, так как по ним не было никаких учебных пособий, руководств, практически отсутствовала литература, освещающая те или иные специальные вопросы. Коллективу кафедры приходилось ставить эти дисциплины впервые не только в академии, но и в стране. Основную работу по формированию учебных дисциплин кафедры, составлению учебных планов проводил В.С. Кулебакин.
Буквально с первых дней существования кафедры при постановке новых дисциплин большое внимание было обращено на создание надлежащей лабораторной базы. Большую работу по созданию учебной лаборатории, формированию учебных дисциплин кафедры, составлению учебных планов проводил Сергей Александрович Синицин.
С.А. Синицин был известным ученым в области электротехники и авиационного оборудования. В начале 20-х годов он участвовал в разработке первого проекта электрооборудования Московского аэродрома для ночных полетов. С 1923 года он трудился на кафедре электрорадиотехники академии. В 1930 году профессор С.А. Синицин перешел во вновь созданный Московский авиационный институт, одним из основателей которого он был и где в течение длительного времени возглавлял кафедру электротехники.
Среди первых преподавателей кафедры хотелось бы выделить «пионера отечественной авиационной радиотехники» Александра Ивановича Коваленкова. А.И. Коваленков - автор одной из первых в мире радиостанций для радиотелефонной связи. Еще в 1920 году им была разработана бортовая радиостанция АК-1 (АК - Александр Коваленков), при помощи которой человеческая речь впервые была передана с самолета на землю. Эта радиостанция представлена в экспозиции музея ВВС в Монино.
Когда в 1921 году в иностранной печати появилось сенсационное сообщение о радиотелефонировании с самолета между Лондоном и Брюсселем, газета "Правда" 16 октября 1921 года писала: "...подобные опыты начали производиться в Советской России несколько раньше, чем это сделано за границей. Опыты, проводимые в настоящее время на одном из наших аэродромов, дали очень хорошие результаты при телефонировании с аэропланов на расстояние даже большем, чем расстояние между Лондоном и Брюсселем...". Это имелись в виду опыты А.И. Коваленкова, проводившиеся на Ходынском аэродроме.
В 1922 и 1923 годах А.И. Коваленковым были созданы самолетные радиотелефонные станции АК-22 и АК-23. Им же были разработаны высоковольтные генераторы с напряжением от 1,5 до 3 кВ для питания анодных цепей радиопередатчиков.
В двадцатые и тридцатые годы А.И. Коваленков читал в академии единственную в то время дисциплину радиотехнического профиля "Основы радиотехники". Им написано первое в нашей стране учебное пособие по авиационной радиотехнике, предназначенное для личного состава ВВС. Одновременно с преподавательской деятельностью в академии А.И. Коваленков работал в научно-испытательном институте ВВС РККА (впоследствии ГК НИИ ВВС), возглавляя там радиотехнический отдел. Непосредственное участие Александра Ивановича в испытаниях самолетной и наземной радиоаппаратуры способствовало повышению научного уровня и эксплуатационной направленности соответствующей учебной дисциплины. В 1940 году А.И. Коваленков был переведен во вновь образованную Военно-воздушную академии в Монино.
Необходимо заметить, что в ряде публикаций по истории академии Александр Иванович ошибочно называется членом-корреспондентом АН СССР. Его, по-видимому, путают с Валентином Ивановичем Коваленковым – ученым в области проводной связи, автоматики и телемеханики. Кстати, в ВВА (в Монино) работал еще один Коваленков – Леонид Иванович, выпускник инженерного факультета нашей академии 1927 года. Он в течение длительного времени возглавлял там кафедру авиационной техники.
Первым выпускником академии, оставленным после ее окончания на кафедре, был инженер-механик И.И. Румянцев. Еще, будучи слушателем инженерного факультета, он принимал активное участие в создании ряда лабораторных установок на кафедре, что послужило основанием для его назначения в 1929 году инженером лаборатории. Иван Иванович Румянцев был известен среди специалистов как талантливый изобретатель. Работая на кафедре, он предложил специальный пробник для определения технического состояния авиационных аккумуляторных батарей (знаменитый «пробник Румянцева»), который в несколько модернизированном виде находит применение в авиационных частях до настоящего времени. Важную роль при эксплуатации бортового электрооборудования сыграл в свое время, разработанный И.И. Румянцевым, определитель полярности аккумуляторных батарей, а также цепей постоянного тока с использованием купроксных выпрямителей и цепей световой сигнализации.
И.И. Румянцев проработал на кафедре до осени 1941 года, после чего был переведен на руководящую работу в Главное управление ВВС начальником отдела по эксплуатации электроспецоборудования.
По мере усложнения электрического, приборного и радиотехнического оборудования и расширения использования его на летательных аппаратах возникла потребность в инженерах соответствующего профиля. Для подготовки таких специалистов необходимо было создать ряд новых специальных дисциплин. Научных разработок в этой области практически не было. Для постановки новых дисциплин приходилось работать не только над освоением материальной части и созданием учебной лаборатории, но и над созданием научных основ этих дисциплин. Всю эту работу мог выполнить педагогический коллектив, имеющий достаточно хорошую электротехническую подготовку, обладающий достаточными знаниями и опытом работы со специальным оборудованием. Таких кадров в академии в то время практически не было. Поэтому перед кафедрой электрорадиотехники академии возникла задача подготовить хотя бы в небольшом количестве собственные педагогические кадры и в некоторой мере удовлетворить потребность в инженерах по электроспецоборудованию воинские части, учреждения и институты ВВС.
Для решения этой задачи по заданию командования ВВС в 1928 году кафедра приступила к подготовке таких специалистов из числа слушателей последних курсов инженерного факультета. С этой целью формировались небольшие группы из наиболее способных и имеющих достаточно хорошие знания в области электротехники слушателей. Обучение этих групп слушателей проводилось по специальным учебным программам, разработанным В.С. Кулебакиным. Необходимо заметить, что поскольку в это же время Виктор Сергеевич был одновременно заведующим кафедрой электрических аппаратов в Московском энергетическом институте, а какое-то время являлся и заместителем директора института по учебной части, то он сумел организовать проведение цикла лекций и практических занятий для этих групп слушателей, как в академии, так и в МЭИ. Для проведения занятий и оказания помощи в постановке новых курсов были привлечены ведущие преподаватели МЭИ – крупнейшие отечественные ученые в области электроэнергетики. Лекции по теоретическим основам электротехники читал основоположник московской электротехнической школы член-корреспондент Академии наук СССР К.А. Круг. Курс электрических машин преподавал один из создателей школы отечественных электромехаников, видный учёный в области электрических машин академик К.И. Шенфер, а раздел по специальным электрическим машинам читал член-корреспондент АН СССР А.Н. Ларионов, известный специалист по трансформаторам, электрическим машинам и электроприводу. Ларионов еще в 1923 году предложил схему двухполупериодного выпрямителя трехфазного тока, известную теперь всем электрикам как «схема Ларионова». Лекции по материаловедению и постоянным магнитам читал член-корреспондент АН СССР А.С. Займовский. Его работы по металловедению способствовали производству в СССР новых металлов и сплавов с особыми физическими свойствами, за что ему были присуждены Ленинская и четыре Государственные премии. Специальные курсы высшей математики читал известный ученый в области применения математических методов в электро-, тепло- и радиотехнике член-корреспондент АН СССР Я.Н. Шпильрейн. Занятия со слушателями также проводили профессора МЭИ: лауреат Ленинской премии И.Л. Каганов, С.И. Курбатов, Е.Ф. Комарков, М.И. Левин, Н.А. Никитин и другие. В это же время к педагогической работе на кафедре подключился инженер-конструктор, автор проекта системы электроснабжения самолета Пе-2, К.В. Рогов, впоследствии длительное время успешно работавший на кафедре.
1 2