1 2 3 4 5
В этот период для решения сложных научно-технических задач в интересах ВВС в академии широкое распространение получило выполнение комплексных научно-исследовательских работ с привлечением крупных коллективов исполнителей от различных кафедр и научно-исследовательских лабораторий. Всего в период с 1971 по 1989 г. в академии было закончено более 580 научно-исследовательских работ, многие из которых были отмечены Министром обороны СССР и Главнокомандующим ВВС.
Тяжелым для Военно-воздушных Сил был период 1991—2000 гг. Распад СССР, Варшавского договора, кардинальные изменения политической и экономической обстановки в России и связанные с этим изменения в соотношении сил на мировой арене, резкое снижение ассигнований на совершенствование военной техники, вооружения и на боевую подготовку весьма осложнили задачи дальнейшего развития и поддержания высокой боевой готовности Вооруженных Сил, в том числе и ВВС. Осложнилась и задача подготовки высоко-квалифицированных инженерных кадров, имеющих глубокие теоретические знания и необходимые практические навыки по специальности, способных умело организовывать авиационно-инженерное обеспечение боевых действий, учебно-боевую деятельность в новых условиях.
Тем не менее, личный состав академии (командование, профессорско-преподавательский состав, начальники курсов, состав НИЛ, инженеры и техники лабораторий) продолжали честно выполнять две основные задачи: подготовку квалифицированных инженеров для строевых частей (и для учреждений ВВС) и проведение (в интересах ВВС) научных исследований.
В 1992 г. в академии началась подготовка летчиков-исследователей (из числа окончивших летные училища и летчиков строевых частей) со сроком обучения 3 года. Первый их выпуск состоялся в 1995 г. Они получили квалификацию «Летчик-инженер-исследователь».
В средине 90-х гг. из числа наиболее способных курсантов выделялись группы для подготовки военных инженеров для наукоемких направлений (ПИНН). Первый их выпуск состоялся в 1995 г. с квалификацией «Инженер-исследователь». Многие из них также защитили магистерские диссертации. Одновременно шла подготовка (по специальным планам и программам) офицеров-математиков (ПОМ) со сроком обучения 3 года (набора 1992—1993 гг.) из числа окончивших МГТУ, физтех и со сроком обучения 2 года (набора 1994—1996 гг.) — из числа закончивших с отличием высшие авиационные инженерные училища.
В 1995 г. в целях осуществления единого руководства учебной и воспитательной работой на начальном периоде обучения курсантов в академии был образован факультет базовой подготовки, но обучение курсантов по ряду дисциплин продолжалось на кафедрах всех факультетов.
Подготовка руководящего инженерного состава (ПРИС) продолжалась до 1999 г., а затем была передана в Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина (осталась подготовка руководящего инженерного состава только на специальном факультете, готовящем инженеров для ВВС иностранных государств).
Следует отметить, что возможности развития учебно-лабораторной базы академии в годы перестройки резко снизились. Основная причина этого — экономические трудности в государстве. Они выразились в отсутствии достаточного финансирования учебного процесса, а по некоторым позициям — в полном его отсутствии.
Это привело к тому, что оказалось трудным и даже невозможным получать или приобретать новые или модифицированные образцы авиационной техники, ее технические описания, инструкции по эксплуатации и другую литературу. Не хватало средств на ремонт лабораторного оборудования, на поддержание всех установок в работоспособном состоянии, на расходные материалы. В связи с сокращением адъюнктуры интенсивность работы по подготовке научно-педагогических кадров несколько снизилась, хотя академия и оставалась передовым вузом в ВВС по этому направлению деятельности.
Началась потеря деловых связей с заводами-изготовителями самолетов, вертолетов, авиационных двигателей и их оборудования, с конструкторскими бюро, которые сворачивали работы по новой технике и останавливали выпуск многих серийных образцов, прекращали финансирование работ, проводимых совместно с академией.
Следует отметить также, что отсутствие денег на капитальный ремонт корпусов привело к обветшанию аудиторного фонда.
Необходимо подчеркнуть, что одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса в 90-х гг. было широкое использование технических средств обучения, развитие учебно-материальной базы в направлении дальнейшего насыщения специализированных учебных классов вычислительной техникой, более широкое использование в учебном процессе информационных технологий, совершенствование существующих и разработка новых компьютерных программ для решения инженерных и специальных задач. Поэтому вычислительная база академии, несмотря на экономические трудности, продолжала интенсивно развиваться.
Нельзя не отметить, что произошедшие в России социально-политические и экономические изменения тяжелым бременем легли на плечи курсантов и слушателей. Военнослужащие оказались одной из наименее социально защищенных групп населения. Падение престижа воинской службы в обществе, ухудшение социально-бытовых условий жизни слушателей и членов их семей, отсутствие уверенности в завтрашнем дне привели к изменению ценностной ориентации многих молодых офицеров.
Эта категория военнослужащих зачастую не видела для себя возможности сделать военную карьеру, достойно содержать семью и поэтому стремилась реализовать свои возможности в других сферах деятельности. Сравнительно низок стал жизненный уровень и у старших офицеров. Поэтому некоторые преподаватели, даже имеющие ученые степени, при первой возможности увольнялись из армии. С другой стороны, продолжали активно трудиться на кафедрах многие ветераны академии.
В этих условиях командование академии и ее подразделений использовало все имеющиеся пути по поиску решения возникающих проблем в целях формирования и поддержания у курсантов, слушателей, адъюнктов, постоянного состава верности воинскому долгу, активности в выполнении своих обязанностей, высоких морально-боевых качеств и дисциплинированности.
В первые годы XXI века Военно-воздушные Силы России постепенно начали выходить из того тяжелого состояния, в котором они находились в конце 90-х гг. XX века. Появилась возможность поддерживать квалификацию летного состава. В строевые части стали поступать (хотя пока в крайне ограниченном количестве) новые экземпляры боевых самолетов. Перечислялись средства на поддержание аудиторного фонда академии в исправном состоянии. Но финансовые возможности развития учебно-лабораторной базы по-прежнему оставались слабыми, поэтому она для большинства кафедр почти не изменилась, за исключением оснащения кафедр объектами вычислительной техники, для пополнения и обновления которой использовались любые возможности.
Но именно увеличение возможностей использования возросших ресурсов вычислительной техники при наличии богатого задела методик и программ математического моделирования сложных процессов, протекающих в объектах военной авиационной техники, позволило развивать далее научные исследования в интересах ВВС, а в учебном процессе — переходить к новым технологиям проведения различных видов занятий с использованием ЭВМ.
C 2008 года к вышеназванным трудностям добавились неприятности, связанные с реорганизацией военного образования, к широкому обсуждению целей и путей решения которой не была допущена научно-педагогическая общественность вузов ВВС:
— распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2008 года №283-р в результате объединения двух академий Военно-воздушных сил РФ (ВВИА им. Н.Е. Жуковского и ВВА им. Ю.А. Гагарина) создано Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия орденов Ленина и Октябрьской революции Краснознамённая имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Предусматривалось планомерное (до 2011 года) перебазирование ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского из Москвы в Монино (Щёлковский район Московской области).
— распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года №1951-р к Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина был присоединён ряд военных училищ (в качестве обособленных структурных подразделений) и академия получила наименование «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Москва, пос. Монино, Щёлковский район Московской области). Сокращенно — ВУНЦ ВВС «ВВА».
— приказом Минобороны РФ (А.Э. Сердюковым) от 12 июля 2011 года №1136 подготовка обучающихся из ВУНЦ ВВС «ВВА» передана в Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж) с одновременным его переименованием на ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Воронеж)».
Источники:
1. Люди. События. Факты. — М. : АПР, 2010. — 776 с. : ил. — (90 лет ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского / Энциклопедия).
2. Распоряжение Правительства РФ №283-р от 7 марта 2008 года.
3. Распоряжение Правительства РФ №1951-р от 24 декабря 2008 года.
4. Приказ Минобороны РФ №1136 от 12 июля 2011 года.
1 2 3 4 5