Кафедра “Безопасности полётов и моделирования авиационных комплексов” ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского была создана в 1966 году на основании Директивы Генерального Штаба и имела название «Кафедра систем управления летательных аппаратов и инженерного обеспечения безопасности полётов».
Создание кафедры явилось следствием исторического пленума ЦК КПСС 1965 года, посвященного вопросам безопасности полетов. Академия была первым ВУЗом, где была создана такая кафедра. Предпосылками ее создания явилось отсутствие теоретических основ безопасности полетов (БзП) и высокая аварийность летательных аппаратов военной авиации.
Инициатором создания кафедры, организатором и руководителем её коллектива был первый начальник кафедры профессор, доктор технических наук, полковник-инженер Воронович Александр Петрович, который был назначен на эту должность приказом Главнокомандующего ВВС N 11 от 28. 11. 1966г.
Дата 28 ноября 1966г. считается днём рождения кафедры
Деятельность кафедры началась с формирования и сплочения коллектива, и разработки содержания её учебных дисциплин.
Первоначально в составе кафедры были 2 старших преподавателя – Лысенко Н.М. и Жулёв В.И., преподаватель – Лебедев А.И., начальник НИЛ – Юндев Н.Л., УЛ – Маневич В.И., инженер Алексахин И.А., адъюнкт Романов Н.М., находящийся в штате 11 кафедры, и 6 служащих Советской Армии.
К концу сентября 1968 года состав кафедры был полностью скомплектован преподавателями – Киселёвым А.М., Кругловым А.Б., штатным адъюнктом по кафедре 10 - Ивановым В.С., младшими научными сотрудниками НИЛ – Носовым Н.А., Архиповым М.С., инженерами НИЛ – Качалкиным А.Н. и Румянцевым П.А.
Уже спустя 10 месяцев с момента создания кафедра стала читать дисциплину «Системы управления и безопасность полётов летательных аппаратов» для 1 и 5 факультета объемом 74 часа. На вопросы безопасности полетов в программе отводилось 10 часов.
На основе проведенных с 1967 по 70 год исследований под руководством Вороновича А.П. были получены научные результаты, позволяющие создать новую дисциплину "Безопасность полетов ЛА" объемом 50 часов. В нее вошли разработки Н.М. Романова и В.С. Иванова, а именно методика количественной оценки БзП и модель действий летчика при активных отказах авиационной техники. Курс лекций по новой дисциплине был впервые в СССР прочитан Лысенко Н.М. в 1973 году.
Напряженная работа всего состава кафедры, совместные исследования с 16, 31, 41 кафедрами академии, НИУ ВВС, проведенные летные исследования по теме "Аист" позволили к 1979 году подготовить и издать первый в СССР учебник "Безопасность полетов летательных аппаратов" под редакцией Г.Ф. Сивкова. В 1989 году вышла 2-я, а в 2003году под редакцией В.С.Иванова 3-я редакция учебника.
Много сил и труда в дело создания кафедры и её дисциплин вложили начальники кафедры: выдающийся учёный, талантливый организатор и руководитель проф. А.П.Воронович, Дважды Герой Советского Союза Г.Ф.Сивков, проф. С.А. Попыталов, с.н.с. О.В. Пахомов, профессора С.С. Граськин. В.В. Воробьев.
Научные направления кафедры развивались в соответствии с насущными задачами, стоящими перед ВВС в плане обеспечения БзП. Поэтому научная школа безопасности полетов в разное время развития кафедры имела до 8 научных направлений. Результатом работы научной школы кафедры явилась подготовка 7 докторов технических наук:
- 1974г Н,М. Лысенко,
- 1978г Ю.А. Кибардин,
- 1996г А.Н. Акимов,
- 1998г С.С. Граськин
- 2002г В.Ф. Жмеренецкий,
- 2002г А.А. Титов,
- 2003г В.В. Воробьёв
Наиболее значительные результаты были получены в областях:
1. Научное направление общей теории безопасности полетов
Основателями данного направления по праву являются А.П.Воронович, Н.М.Лысенко, В.И.Жулев. В дальнейшем активное участие в его развитии приняли В.С. Иванов, Ю.А. Кибардин, Г.Ф.Сивков. В результате исследований были созданы понятийный аппарат и общая структура теории безопасности полетов, разработаны критерии и методы количественной оценки уровня безопасности полетов. Получены частные модели действий летчика при отказах авиационной техники и частные методики оценки степени опасности отказов. Разработаны методики и модели оценки влияния на БзП таких неблагоприятных факторов, как турбулентность и спутный след.
Эти научные результаты легли в основу Руководства по предотвращению летных происшествий (РПЛП-90). Реализованы при разработке ОТТ ВВС-86, а также Положения о комплексной программе обеспечения безопасности полетов. Опубликованы в монографии В.И. Жулева и В.С. Иванова "Безопасность полетов летательных аппаратов". Включены в руководства по летной эксплуатации всех типов самолетов.
Активное участие в этих работах также принимали А.М. Киселев, П.Ф. Полынин, А.Г. Барсуков, М.С. Архипов, А.Н.Качалкин, В.Н. Пугачев, А.В. Шелухин.
2. Исследования контура "Летчик - система управления - самолет"
Основателями научного направления являются Н.М. Лысенко, Г.Ф. Сивков, В.И.Жулев, А.М.Киселев. Под их руководством были проведены теоретические исследования и уникальные летные эксперименты по оценке влияния на безопасность полетов характеристик замкнутого контура. Отдельные результаты этих исследований были реализованы при разработке и испытаниях систем управления современных летательных аппаратов и нашли отражение в учебниках "Системы управления и бортовые цифровые вычислительные комплексы летательных аппаратов", изданном в ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского в 1990 г. под редакцией Н.М.Лысенко и «Системы управления летательных аппаратов», ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008 г., под редакцией В.В. Воробьева.
В рамках научного направления также успешно трудились такие ученые как А.Н.Акимов, В.В. Воробьев, С.С.Граськин, М.С.Архипов, Н.И.Литвинчук, В.В.Поляков, М.А.Леликов и многие другие.
3. Активные системы повышения безопасности полетов
Разработка активных систем повышения безопасности полетов базируется на научных достижениях кафедры в рамках многопараметрического оценивания состояния летательного аппарата и управления им с целью снижения опасности развития особых ситуаций. Работы, начатые Н.М.Лысенко, Г.Ф.Сивковым, Н.М. Лазниковым и продолженные в 80 годах группой ученых под руководством А.Н.Акимова, В.В.Воробьева в сотрудничестве с сотрудниками 30 ЦНИИ во главе с В.Ф.Жмеренецким, позволили обосновать структуру и создать алгоритмическое обеспечение таких систем. Приступить к их практической реализации в ОКБ промышленности. В рамках научной школы защищено 3 докторских работы.
4. Исследования методов расследования авиационных происшествий
С момента своего создания кафедра принимала активное участие в расследовании наиболее сложных авиационных происшествий. В результате удалось выявить ряд новых опасных явлений. Так, например, Н.М. Лысенко и Н.М. Романовым были выявлены причины "подхвата" самолета Су-7Б при атаках наземных целей, что позволило оборвать цепь авиационных происшествий, вызванных этой причиной. В дальнейшем, совместно с другими кафедрами академии и 13 ЦНИИ МО РФ начали развиваться новые общие подходы к расследованию авиационных происшествий. Значительный вклад в развитие этого направления внесли А.И. Лебедев, О.В. Пахомов и В.Н. Венков. Под научным руководством О.В. Пахомова в 1995 году в учебный процесс введена новая дисциплина "Организационно-методические основы расследования авиационных происшествий".
5. Создание информационно-управляющих систем на принципах виртуальной реальности
Исследования, направленные на создание таких систем, начали проводиться под руководством А.А. Титова с начала 90-х годов. В итоге этих исследований были разработаны новые подходы, принципы и виды органов управления летательных аппаратов, создана система образной индикации летчику пилотажной, навигационной и тактической информации. Эта система позволяет повысить эффективность боевого применения и безопасность полетов за счет разгрузки летчика и повышения точности пилотирования, особенно вблизи предельных режимов. Разработанная система была реализована в автоматизированном рабочем месте летчика на базе персональной ЭВМ (И.С. Ферапонтов), предназначенном для наземной подготовки летного состава. В настоящее время работы продолжаются в аспекте реализации разработанных алгоритмов в информационно-управляющих системах перспективных и модифицируемых ЛА.
6. Моделирование авиационных комплексов
Решение научных задач данного направления предполагает создание научно-методологической базы для создания исследовательских пилотажных стендов.
Сотрудниками НИЛ кафедры за последние 5 лет разработаны математические модели динамики управляемого движения вертолетов Ми-8, Ми-24 и самолетов МиГ-29, Л-39. Проводились работы по моделированию перспективных ЛА, в том числе и беспилотных.
При поддержке гранта Президента РФ под руководством В.В. Воробьева, М.А. Леликова разработан исследовательский пилотажный стенд вертолета Ми-24, который можно использовать при решении задач расследования АП и модернизации системы управления вертолета.
В инициативном порядке разработан полунатурный стенд бортового комплекса управления беспилотного летательного аппарата. Реализация результатов исследований в этой области нашла отражения в выпускных квалификационных работах дипломников кафедры. Защищены две диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
Первый начальник кафедры профессор, доктор технических наук, полковник ВОРОНОВИЧ Александр Петрович. Назначен приказом ГК ВВС №11 от 28.11.1996 года
Один из первых составов кафедры
Разработчики Общей теории безопасности полетов
Кафедра безопасности полетов и моделирования авиационных комплексов, 2003 год