Ассоциация «Наследие ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского»
 

1      2      3     

Исключительно важную работу по размагничиванию корпусов штурмовиков Ил-2 провели весной 1942 года на одном из заводов Нижнего Тагила инженер факультета воентехник второго ранга В.П. Селезнев и специалист по металловедению кандидат технических наук военинженер третьего ранга Б.А. Красюк. (Кстати, они впоследствии стали докторами технических наук). Магнитное поле, образованное при транспортировке листов брони с помощью электромагнитных кранов, полностью исключало работу магнитных компасов самолета и серьезно влияло на работу всего электрооборудования. При помощи специальных устройств, разработанных представителями академии, удалось наладить размагничивание корпусов и наладить ритмичный выпуск самолетов, крайне необходимых фронту.

Размагничивание Илов лишь один, хотя и яркий эпизод в деятельности сотрудников академии и, в частности, факультета в годы войны. Профессорско-преподавательский и инженерный состав факультета, как и академии в целом, всегда оперативно откликались на нужды производства и фронта. Но его главной задачей оставались организация и ведение учебного процесса.

К лету 1943 года обстановка на фронтах Великой Отечественной войны коренным образом изменилась. Стратегическая инициатива прочно и окончательно перешла в руки Советского Верховного Главнокомандования. Столица нашей Родины Москва теперь была в безопасности. Государственный Комитет Обороны принял решение о возвращении в столицу ранее эвакуированных учреждений и учебных заведений. После двух лет работы в Свердловске академия вернулась в Москву. Факультету были предоставлены помещения в корпусе 3 академии, в последние годы именовавшийся корпусом «А». Так кафедра электроспецоборудования располагалась на третьем этаже, где впоследствии находился лазарет санчасти.

Исходя из опыта боевых действий и учитывая появление новой авиационной техники, приходилось вводить новые учебные дисциплины, что, в конечном итоге, приводило к созданию на факультете новых кафедр.

В июле 1943 года, уже в Москве, на базе кафедры электроспецоборудования была образована кафедра авиационного пилотажного оборудования и снаряжения. Начальником кафедры был назначен выпускник академии 1926 года профессор В.А. Семенов (впоследствии заместитель начальника академии). Вскоре его сменил профессор Д.Ю. Панов. На кафедру перешли многие сотрудники кафедры электроспецоборудования В.М. Ильин, А.С. Козлов, В.П. Селезнев, В.А. Боднер и другие.

Еще с 1941 года на кафедре электроспецоборудования, по инициативе В.С. Кулебакина, проводились научно-исследовательские работы по технике невидимых лучей, а также работы по светотехнике. Эти работы, проводимые преподавателями кафедры А.В. Удаловым и В.А. Устиновым, а также переведенным на факультет из Московского энергетического института профессором Б.Ф. Федоровым, получили достаточно широкое развитие. Это послужило основанием, уже после войны в 1946 году, организовать кафедру лучистой техники, которую возглавил Б.Ф. Федоров.

Анализ развития авиационного оборудования во время Великой Отечественной войны показал необходимость готовить не только инженеров-электриков по электроспецоборудованию, но и инженеров по радиооборудованию. Это способствовало созданию на факультете в мае 1945 года кафедры радиолокации, начальником которой был назначен профессор, доктор технических наук В.В. Ширков, и создало предпосылки для организации в дальнейшем радиотехнического факультета.

Во время Великой Отечественной войны кафедры факультета оказывали систематическую помощь в постановке и преподавании родственных дисциплин в других учебных заведениях страны. При содействии сотрудников факультета были организованы кафедра электрооборудования в Ленинградской Военно-Воздушной Академии и кафедра инженерно-авиационной службы (военная кафедра) в Московском энергетическом институте. В создании кафедры в МЭИ основная роль принадлежит преподавателю кафедры электроспецоборудования Д.Э. Брускину и В.С. Кулебакину, который и стал первым начальником этой кафедры.

Как отмечалось выше, в 1944 и 1945 годах был произведен выпуск слушателей курсов «А» и «Б», набранных из числа студентов гражданских вузов. Эти слушатели, впервые на факультете, выполняли дипломное проектирование, результаты которого докладывали Государственной экзаменационной комиссии. Средний балл защиты дипломных проектов был выше четырех. Значительная часть выпускников этих курсов были оставлены в академии. Среди них, ставшие впоследствии крупными учеными, А.А. Красовский, Ю.П. Доброленский, В.А. Винокуров и многие другие.

Важным событием в научной жизни академии и факультета явилась научно-техническая конференция, состоявшаяся в июле 1944 года. Председателем организационного комитета по проведению конференции был В.С. Кулебакин. Кроме сотрудников академии в работе конференции приняли участие представители многих научных учреждений и производственных организаций. Конференция прошла на высоком научном и организационном уровне. Она показала, что, развивая авиационную науку и технику в трудных условиях военного времени, академия внесла существенный вклад в обеспечение успешной боевой деятельности Военно-Воздушных Сил.

Многие из воспитанников факультета военных лет стали в последующем видными учеными, ведущими педагогами академии и других учебных заведений, крупными специалистами в области авиационного оборудования летательных аппаратов, руководителями инженерно-авиационной службы ВВС.

Трудные годы Великой Отечественной войны были в то же время периодом наиболее интенсивного развития факультета. Именно в этот период был заложен тот фундамент, тот научный и педагогический потенциал, который на многие десятилетия вперед обеспечил факультету ведущие позиции на переднем рубеже авиационной науки и техники, в подготовке научно-педагогических и инженерных кадров в области авиационного оборудования.

Сотрудники кафедры электрооборудования

С. Воронович, Б. Жильцов

 

1      2      3     

Перейти вверх

Членам Ассоциации

Список членов Ассоциации ВВИА Оплата членских взносов
 

Оплата участия в конференции

XVI ВНТК Н.Е. Жуковского ИНФО-2019
 

Дополнительная информация

XVI ВНТК Н.Е. Жуковского I2T-2019 SED-2019
 

Книга памяти Ходынского поля Великое противостояние Як-1/Як-7 Bf 109E/F
 

Вестник героев Вахта героев Будем жить!
 
 

Юбиляры

31 марта 2019 года исполняется 90 лет Брониславу Ивановичу ПЕТРИНУ – известному учёному и педагогу в области авиационных оптико-электронных средств и систем воздушной разведки.

 

 
 

Ассоциация выпускников и сотрудников Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского совместно с Советом ветеранов Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского предлагает всем желающим ветеранам отдых и прохождение медицинских мероприятий, направленных на общее оздоровление, в дневном стационаре Социально-реабилитационного центра ветеранов войн и Вооруженных сил.

Подробную информацию можно узнать. перейдя по ссылке
 

Некролог


(1938 - 2019)
Моисеев Анатолий Георгиевич
 
 

Новости

27 марта 2019 года на 85-м году жизни после продолжительной болезни умер дважды Герой Советского Союза, член первого отряда лётчиков-космонавтов, выпускник Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского 1968 года Валерий Фёдорович Быковский.

10 ноября 2019 года исполнится 130 лет со дня рождения Бориса Николаевича Юрьева – выдающегося русского и советского ученого, основоположника отечественного вертолетостроения

Уважаемые члены Ассоциации!

24 ноября 2018 года в 11.00 состоится ежегодное собрание Ассоциации по адресу: г. Москва, ул. Серегина, 4, корп."Г", ауд.201.

 

 
 
 
Адрес Ассоциации: г. Москва, 4-я улица 8 Марта, д. 6А
Телефон: +7 (495) 255-36-35 доб. 555
E-mail: contacts@nasledie-vvia.ru
Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского в Facebook
Ассоциация выпускник
 
 
Разработка: Экспериментальная мастерская НаукаСофт