1 2 3
Как отмечалось в предыдущей статье, 14 апреля 1941 года, по инициативе начальника кафедры электрорадиотехники академика В.С. Кулебакина, был образован факультет электроспецоборудования (впоследствии – факультет авиационного оборудования). Факультет возглавил выпускник академии 1931 года военинженер первого ранга (впоследствии генерал-майор инженерно-авиационной службы) Сергей Петрович Фролов. Военным комиссаром факультета был назначен С.М. Гасоян, а заместителем начальника факультета - начальником учебной части – военинженер второго ранга П.Н. Михайлов.
В течение двух месяцев были сформированы три кафедры: электроспецоборудования, основ электротехники и радиооборудования. Кафедру электроспецоборудования возглавил академик В.С. Кулебакин. Начальником кафедры основ электротехники стал, призванный в армию, один из ведущих преподавателей Московского энергетического института профессор А.С. Касаткин, а начальником кафедры радиотехники был назначен П.Н. Иванов.
Костяк вновь образованных кафедр составил личный состав кафедры электрорадиотехники, на базе которой был сформирован факультет. На него легла основная работа по становлению кафедр.
При организации факультета принимались все меры для того, чтобы обеспечить высокую научную и практическую подготовку инженеров-электриков ВВС. Было решено использовать опыт преподавания электротехнических и специальных дисциплин в других вузах.
Буквально с первых дней функционирования факультета началась работа по формированию учебного плана на 1941-1942 учебный год. Основу этого плана наряду с естественнонаучными и общеинженерными дисциплинами составили ряд специальных дисциплин, определяющих профиль инженера-электрика ВВС по электроспецоборудованию самолетов.
Но, начавшаяся вскоре, Великая Отечественная война внесла свои коррективы в эти планы. Потребовалось срочное изменение всего намеченного учебного процесса, подчинению его основной задаче по быстрейшему обеспечению боевых частей ВВС специалистами по электроспецоборудованию. Исходя из этой основной задачи, был проведен ускоренный выпуск первой группы слушателей, начинавших обучение еще на инженерном факультете. Эта группа в количестве 11 человек была выпущена уже 20 июля 1941 года. А уже через несколько дней сотрудникам факультета пришлось решать организационные и учебные вопросы на новом месте. В связи с продвижением немецко-фашистских войск, Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации из Москвы ряда учреждений и военных учебных заведений, в том числе и академии. 26 июля первый эшелон с демонтированным оборудованием и личным составом взял курс на Свердловск.
Для размещения академии в Свердловске было выделено несколько корпусов. Вновь образованному факультету были предоставлены помещения Свердловского пехотного училища.
Помещения, отведенные для многих учебных лабораторий, не были приспособлены для работы сложного специального авиационного оборудования. В частности, отсутствовало необходимое электропитание для лабораторных установок и стендов. В короткий срок под руководством В.С. Кулебакина был разработан проект и выполнен монтаж новой системы электроснабжения лабораторий. При этом в роли монтажников и электромонтеров выступали преподаватели и сотрудники лабораторий. Благодаря энтузиазму сотрудников факультета, удалось быстро ввести в строй вначале учебный фонд, а затем лаборатории и научно-исследовательскую базу. Спустя всего две недели после выезда из Москвы помещения факультета были готовы к занятиям.
Для качественного проведения учебного процесса и реализации учебного плана остро не хватало преподавателей. В это время для работы на факультете были привлечены ведущие специалисты в области авиационного электроспецоборудования. Из Ленинграда прибыла большая группа преподавателей Военной электротехнической академии имени С.М. Буденного. Кроме того преподавательский состав пополнился специалистами различных гражданских ВУЗов страны. Многие из них стали впоследствии ведущими учеными факультета, возглавили ряд его кафедр.
На кафедре основ электротехники к А.С. Касаткину, И.Я. Рабиновичу и П.И. Иванову присоединились В.И. Серов, С.Д. Лихонинский и Д.В. Голубев.
Общие и специальные радиотехнические дисциплины читали А.И. Коваленков, Д.Н. Морозов, П.Н. Иванов и Е.В. Юрасов. Позже к ним присоединились Н.А. Корбанский, Б.И. Мельников и другие.
Кафедра электроспецоборудования, обеспечивающая дисциплины по электрическому, приборному, фото и другому специальному оборудованию самолетов, была самой многочисленной. Занятия на кафедре, кроме В.С. Кулебакина, вели И.И. Румянцев, А.И. Романов, К.С. Бобов, В.М. Ильин, А.С. Козлов, А.В. Удалов, В.А. Боднер, В.А. Устинов, А.В. Данилин, Г.С. Вологин, А.М. Сенкевич.
Большую помощь в постановке и преподавании специальных дисциплин оказали прикомандированные к факультету преподаватели других кафедр академии В.А. Семенов, Н.Д. Моисеев, Н.Н. Бухгольц, Г.Ф. Лаптев, В.К. Гольцман.
Таким образом, на кафедрах факультета были сформированы вполне работоспособные коллективы.
С первых дней пребывания в Свердловске весь профессорско-преподавательский и инженерный состав факультета был привлечен к занятиям с летно-техническим составом частей ВВС, прибывающим на кратковременные сборы для повышения квалификации и изучения новой техники. Благодаря самоотверженному труду всего личного состава факультета, в течение августа и начала сентября 1941 года обучение прошли около 3000 человек. Из-за недостатка помещений занятия проводились в две смены. В особенно трудном положении оказались сотрудники учебных лабораторий. Чтобы обеспечить занятия и проводить работы по введению в строй вновь поступающего оборудования, они вынуждены были работать практически круглые сутки.
Огромную работу по техническому оснащению лабораторий факультета, постановке лабораторных и практических занятий проводили сотрудники лабораторий. Это в первую очередь начальники лабораторий В.В. Штырков, М.В. Шекальский, С.П. Котельников, а также С.Г. Гладков, М.В. Кравчук, С.С. Красников, А.П. Сотник, З.Д. Пастушенко и многие другие.
В это же время на факультете были организованы курсы переподготовки выпускников гражданских электро- и радиотехнических ВУЗов. Многие выпускники этой группы были направлены для продолжения службы на преподавательские и инженерные должности в авиационные училища. Ряд выпускников курсов были оставлены в академии. Среди них, ставшие впоследствии ведущими преподавателями академии, докторами технических наук Д.Э. Брускин, В.Д. Нагорский, В.П. Селезнев, И.М. Синдеев, Б.А. Ставровский.
1 2 3