1 2 3 4 5
Новый этап в развитии авиационной науки и техники предъявил более высокие требования к научным и инженерным кадрам ВВС, а следовательно, и к работе академии. Для быстрейшего освоения реактивных самолетов и их сложного оборудования и вооружения надо было в кратчайшие сроки пересмотреть содержание учебного процесса, разработать новые учебные дисциплины, написать учебники и учебные пособия, создать новую лабораторную базу.
Перед академией была поставлена задача — внести свой вклад в освоение новой реактивной техники созданием учебных пособий и учебников для частей, а также направлением опытных преподавателей для чтения лекций по новой авиационной технике непосредственно в авиационные части и соединения. Кроме этого, академия должна была выделить из своего состава необходимое количество профессоров и преподавателей для оказания помощи вновь образованным высшим инженерным авиационным училищам — Киевскому и Рижскому.
Новые задачи, поставленные перед академией, потребовали дальнейшего развития факультетов и кафедр, переработки программ и учебных планов, укрепления учебно-материальной базы.
На инженерном факультете особое внимание было уделено развитию кафедры теории реактивных двигателей. На кафедре аэродинамики были созданы аэродинамические трубы околозвуковых и сверхзвуковых скоростей. Методы аэродинамических расчетов разрабатывала кафедра динамики полета. Написаны учебники и пособия на кафедре конструкции и прочности самолетов.
Переход авиации на реактивную технику потребовал дальнейшего развития факультета авиационного вооружения, изменения содержания учебно-методической работы многих его кафедр.
На факультете электроспецоборудования созданы кафедры лучистой техники, авиационных электрических машин, автоматики и телемеханики и другие.
В августе 1946 г. на базе кафедр авиационной радиотехники и авиационной радиолокации был организован радио-технический факультет, который 1 сентября 1947 г. начал учебные занятия на всех пяти курсах. В последующие годы, в связи с бурным развитием в стране радиотехники и ее органическим слиянием с электроникой, значительным усложнением радио оборудования самолетов, встала необходимость расширения профиля подготовки и увеличения количества выпускаемых инженеров по радиотехнике ВВС.
Были приняты меры к совершенствованию организационно-штатной структуры факультета. В 1949 г. была создана кафедра радиотелеуправления и радионавигации, в 1953 г. — кафедры применения, технического обслуживания и эксплуатации радио-средств ВВС, антенно-фидерных устройств, авиационных передающих и приемных устройств и кафедра авиационной радио-связи. С первых лет существования радио-технического факультета большое внимание уделялось созданию учебников и учебных пособий, вводились новые дисциплины. В 50-е гг. начали широко использоваться статистические и вероятностные методы, без которых в настоящее время не обходится ни одна радиотехническая дисциплина.
Переход на реактивную технику потребовал переучивания большого числа инженеров строевых частей и преподавателей училищ ВВС. Поэтому в академии интенсивно работали курсы усовершенствования инженеров (КУИНЖ) и курсы усовершенствования преподавателей (КУП) со срокам обучения не более года.
Образовавшиеся после разгрома фашистской Германии народно-демократические восточно-европейские государства создавали свои Вооруженные Силы. Им были крайне нужны высококвалифицированные командные и инженерные кадры, способные управлять боевой техникой, грамотно ее эксплуатировать.
Решение проблемы подготовки инженерно-технических кадров для ВВС этих стран было поручено ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского. 1 февраля 1950 г. директивой ГШ Вооруженных Сил СССР в академии был создан специальный факультет.
За годы его существования подготовлено 7 докторов технических наук, более 3000 кандидатов технических наук, свыше 4000 инженеров различных специальностей для более 30 зарубежных государств.
Высокой оценкой подготовки и дружественного отношения педагогов и ученых академии может служить создание в ДРВ клуба «Жуковцы» и музея академии, который объединяет более 400 человек — выпускников ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского с филиалами во многих городах Вьетнама.
Сложная реактивная техника, все в большем количестве поступавшая на вооружение военной авиации, требовала, чтобы ее испытывали летчики, имеющие разносторонние инженерные знания. Было принято решение о подготовке группы летчиков-испытателей в ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского.
На учебу в качестве слушателей пришли летчики, часть из которых являлись участниками Великой Отечественной войны. Во время учебы в академии они поддерживали свое летное мастерство, периодически проходя практику в частях ВВС. При этом некоторые, хорошо подготовленные летчики, освоили полеты на реактивных самолетах, принятых на вооружение ВВС. По окончании академии они были направлены на летно-испытательную работу в НИИ ВВС, НИИ и КБ авиационной промышленности, где стали заслуженными летчиками-испытателями, руководящими работниками ВВС и МАП, Героями Советского Союза.
Большое значение для развития научной деятельности академии имело введение в штат научно-исследовательских лабораторий. Первые лаборатории в 1952—1953 гг. были переданы некоторым кафедрам инженерного факультета и факультета авиационного вооружения, а затем и всем остальным. В 50-х гг. в академии стала широко применяться аналоговая вычислительная техника, началось активное освоение электронных вычислительных машин. Многие научно-исследовательские работы, выполненные в академии, получили высокую оценку Советского правительства, руководства Министерства обороны СССР, командования Военно-воздушных Сил. Вместе с тем активизировалась общественная жизнь и работа по бытовому обеспечению личного состава академии.
В 1948 г. был открыт (под Каширой) академический лагерь общевойскового типа. Там были построены учебные классы, столовая, казармы, палаточный городок, помещения для детского сада и пионерского лагеря, необходимая инфраструктура.
До 1956 г. академии принадлежал дом отдыха «Чемитокваджи» на Черноморском побережье Кавказа, где отдыхали многие офицеры постоянного состава, слушатели, члены семей офицеров, рабочие и служащие академии.
Заметное место в жизни академии занимала культурно-массовая и просветительская работа, центром которой был Дом офицеров. Восстановились прерванные войной дружественные шефские связи академии и Московского академического художественного театра им. А.М. Горького.
Академия, являясь ведущим учебным заведением ВВС, оказывала военно-авиационным инженерным, летным и техническим училищам помощь, которая включала подготовку для них научно-педагогических кадров, содействие в повышении квалификации преподавательского состава путем проведения сборов, высылки учебников и учебных пособий, программ и дипломных проектов, проведения различного рода консультаций.
Подтверждением высокой оценки академии как одного из лучших высших учебных заведений страны явилось решение об обучении в ней первого отряда советских космонавтов во главе с Ю.А. Гагариным. Они поступили на первый курс в 1961 г. и успешно завершили выполнение комплексной дипломной работы с ее защитой в 1968 г. Космонавты первого отряда поддерживают тесную связь с академией, некоторые из них защитили диссертации. В последующем несколько выпускников академии из числа «летчиков-инженеров-исследователей» стали космонавтами.
В 70-е гг. вместе с бурным развитием Военно-воздушных Сил, с поступлением на вооружение большого количества новой авиационной техники, образцы которой, иногда даже опережающим образом, поступали в академию, возросли и задачи академии по подготовке авиационных специалистов, соответствующих уровню этой техники. Особое внимание в этот период было уделено эксплуатационной направленности обучения, внедрению в учебный процесс передового опыта строевых частей. Формирование учебных программ было ориентировано на сверхзвуковые самолеты 3-го поколения. Как никогда ранее большое внимание уделялось совершенствованию методической работы. Этим же целям соответствовало большинство научно-исследовательских работ. В научно-вычислительном отделе академии была введена в эксплуатацию универсальная ЭВМ 3-го поколения ЕС-1022, а на факультетах и кафедрах начали внедряться управляющие электронно-вычислительные комплексы.
В 1976 г. академия приступила к подготовке офицеров с высшим военным образованием по программам подготовки руководящего инженерного состава (ПРИС). Этому предшествовала большая работа, включающая научные исследования, посвященные организации и методике обучения, определению объема знаний и требований к слушателям, а также подготовку необходимой учебной литературы и лабораторной базы. Особый размах получила редакционно-издательская деятельность.
1 2 3 4 5