1 2 3 4 5
Большим событием в жизни академии явилась организация в мае 1923 г. Военно-научного общества (ВНО). В рамках ВНО в Академии им. Н.Е. Жуковского начали работать следующие секции: авиационная и планерная, моторная, тактическая, аэрофотосъемки, воздухоплавательная.
Активность слушателей в секциях ВНО в то время была очень высокой. Особенно выделялись в этом отношении авиационная и планерная. Командование разрешило слушателям на базе учебных мастерских академии строить планеры и авиетки. На этих планерах нередко достигались рекордные для того времени показатели дальности, продолжительности и высоты полета. Успех работы слушателей обычно определялся итогами всесоюзных планерных состязаний в Крыму.
На них академия всегда занимала призовые места. ВНО академии выходило со своими планерами и на международную арену, и благодаря успехам слушателей академии наша страна в 1923–1930 гг. занимала ведущее место в международных соревнованиях по планеризму.
Уделяя много внимания планеризму, секция не забывала и о летательных аппаратах с двигателями. Первые авиетки РАФ-1 и РАФ-2, построенные в академии в 1925–1926 гг., были сконструированы слушателем А.Н. Рафаэлянцем. Затем слушатели В.Ф. Болховитинов и А.С. Яковлев также построили авиетки. Эти авиетки ВВА-1 и ВВА-3 оказались весьма удачными и применялись на Одесских военных маневрах. На авиетке ВВА-3 в 1927 г. старший летчик учебно-летной эскадрильи академии Ю.И. Пионтковский при беспосадочном перелете Севастополь — Москва установил мировой рекорд продолжительности полета на самолете малой мощности (15 часов 30 мин.).
Многое было сделано и секцией воздухоплавания. При ее участии был проведен ряд свободных полетов на аэростатах. Секция поддерживала деловую связь с основоположником современной космонавтики Константином Эдуардовичем Циолковским. 23 августа 1923 г. в круглом зале Петровского дворца на расширенном заседании секции К.Э. Циолковский сделал доклад о своем дирижабле. Доклад был выслушан с большим вниманием, а воздухоплавательная секция решила принять участие в постройке опытной модели дирижабля. На этом собрании К.Э. Циолковский был избран почетным профессором академии.
В мае 1924 г. ВНО академии организовало секцию по исследованию межпланетных сообщений, одной из целей которой было создание Всесоюзного общества межпланетных сообщений.
Интересы развития советской авиации требовали подготовки достаточного количества командных кадров с высшим военным образованием. Весной 1923 г. командование РККА поставило вопрос об открытии в академии специального командного факультета, а конце года вышел приказ о новых штатах, где устанавливалась факультетская система. Академия стала состоять из двух факультетов: инженерного и службы воздушного флота (с 1926 г. — командный). Новый факультет состоял из двух отделений: сухопутного и морского с трехгодичным сроком обучения.
Таким образом, к 1930 г. закончился начальный период развития Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского.
Академия, как учебный и научный центр ВВС, стала обладать притягательной силой для творческих работников.
За первое десятилетие своего существования в академии:
— сложилась гибкая организационно-штатная структура;
— профессорско-преподавательский состав пополнился опытными учеными и преподавателями;
— на основе систематизации науки, техники и тактики воздушного флота получили развитие новые научные направления, научные школы и учебные дисциплины, циклы и кафедры;
— образован институт адъюнктов;
— проведены два выпуска инженерного факультета, выпуск командиров с высшим военно-авиационным образованием;
— начали функционировать десять учебных лабораторий.
Успехи, в развитии академии достигнутые за первое десятилетие, были отмечены в феврале 1930 г. на первом конкурсе высших технических учебных заведений страны присуждением ей звания Первого втуза СССР. В приказе РВС СССР от 14 апреля 1930 г. по этому поводу указано: «Красная Армия, всегда стоящая на аванпостах социалистической стройки, может гордиться — на первое место среди соревновавшихся вышла Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского».
Развитие Советского Союза в 30-е гг. проходило в сложной международной обстановке, в условиях постоянной опасности внешней агрессии, потребовавшей всемерного повышения обороноспособности нашей страны, укрепления Советских Вооруженных Сил. В первую очередь необходимо было преодолеть их техническую отсталость. Особое внимание было обращено на укрепление Военно-воздушных Сил.
В 30-е гг. были значительно расширены старые и организованы новые конструкторские бюро, к проектированию новых самолетов привлекались молодые талантливые конструкторы.
Развитие военной авиации влекло за собой совершенствование методов ее эксплуатации, технического обслуживания и организации эксплуатационно-технической службы. Это потребовало увеличения количества инженерных и командных авиационных кадров, повышения их военно-технических знаний.
Решать эти задачи предстояло в 30-е гг. ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского.
К началу 1930-х гг. академия приобрела достаточно сложившиеся организационные формы, накопила определенный опыт подготовки инженерных и командных авиационных кадров высшей квалификации. В ней сформировался квалифицированный научно-педагогический коллектив, с созданием научно-исследовательского отдела шире развернулась научно-исследовательская работа, был создан ряд специальных лабораторий.
Однако новые задачи требовали дальнейшего развертывания учебной и научной работы в академии, расширения и укрепления ее учебно-материальной базы, повышения научно-технического уровня и методического мастерства преподавательского состава.
Со второй половины 1931 г. в академии была введена регулярная командирская учеба.
Для повышения методического мастерства преподавателей были организованы учебные сборы для преподавателей по основам педагогики и методики преподавания. Учебный план сборов был рассчитанные на 450 учебных часов.
Повышению методического мастерства и профессиональных знаний преподавателей во многом способствовали их командировки на авиационные заводы, в научно-исследовательские институты и строевые подразделения ВВС с целью изучения новой материальной части, ее производства и испытаний, изучения работы в строевых частях и знакомства с работой выпускников академии.
Штатный состав адъюнктов из года в год увеличивался. Если в 1928 г. было 9 адъюнктов, то в 1939 г. — 60.
Благодаря этому удалось значительно повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава академии. К концу 30-х гг. в ней работали 211 высококвалифицированных преподавателей, из них 1 академик, 2 члена-корреспондента АН СССР, 32 доктора наук и 12 профессоров.
В декабре 1930 г. академию инспектировала специальная комиссия РВС СССР. На основе ее выводов и предложений был составлен генеральный план дальнейшего строительства академии, предусматривавший серьезное развитие ее материально-технической базы.
Началось строительство новых зданий. В 1931 г. было завершено строительство корпуса, где вначале был размещен весь аудиторный фонд академии. Впоследствии там же разместились лаборатории созданного в ноябре 1934 г. воздушно-артиллерийского факультета. В 1933 г. был построен корпус, где к концу 1934 г. разместились почти все лаборатории эксплуатационного и воздушно-технического факультетов, а также лаборатории кафедр физики и химии. В дальнейшем туда же перебазировались все лаборатории общеинженерного цикла и учебные мастерские.
В 1931 г. в академии была развернута летно-испытательная станция, а учебная эскадрилья в составе 30 самолетов Р-1 была преобразована в учебную авиационную группу.
В 1931 г. аэродинамическая лаборатория в новом корпусе «В» была оснащена современными (для того периода) аэродинамическими трубами Т-1 и Т-2.
1 2 3 4 5