Ассоциация «Наследие ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского»
 

Краткая историческая справка о ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского

 

1     2     3     4     5

Читая мемуарные и архивные материалы о зарождении ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, не перестаешь удивляться, с каким вниманием и трепетом относились руководство Советской Республики, ученые и народ к первому в мире авиационному инженерному учебному заведению, которое зарождалось в тяжелые годы разрухи, голода, нищеты и военной интервенции.

Российская научная школа аэродинамики, теории аэропланов и воздухоплавания, гидродинамики, теории крыла, теории воздушных винтов и т.д. ведет свое начало еще с работ великих русских ученых Николая Егоровича Жуковского, Дмитрия Ивановича Менделеева, Сергея Алексеевича Чаплыгина, Константина Эдуардовича Циолковского. 

До Первой мировой войны производство аэропланов как гражданского, так и военного назначения в России серьезно отставало от его состояния в западных странах. И хотя еще 12 августа 1912 г. приказом Военного министра России авиация была выделена в отдельный род войск, на вооружении авиационных частей состояли в основном импортные аэропланы «Ньюпор», «Фарман» и др.

В ходе Первой мировой войны в России стали создаваться собственные крупные авиазаводы. 

Гражданская война и связанная с ней разруха привели к полному развалу отечественного самолетостроения и пагубно сказались на военной авиации. Нужно было восстанавливать авиационные заводы, налаживать собственное производство самолетов и моторов, нужны были кадры, способные как организовать такое производство, так и грамотно эксплуатировать авиационную технику в воздухе и на земле.

Однако до 1919 г. в России не было специальных учебных заведений, готовящих авиационных инженеров и техников. В 1912 г. Н. Е. Жуковский при поддержке Московского общества воздухоплавания создал первые теоретические курсы авиации.

На II Всероссийском авиационном съезде, состоявшемся летом 1918 г., был заслушан доклад Н. Е. Жуковского, в котором выражалась уверенность в возможности создать в нашей стране лучшую в мире авиацию на научной основе, разработанной русскими учеными и практиками, и подготовить необходимые летные и технические кадры.

На основании решений этого съезда 5 сентября 1919 г. подотделом профессионально-технического образования Московского совета рабочих депутатов был учрежден первый в России Авиатехникум со сроком обучения до трех лет, предназначенный для подготовки квалифицированных рабочих, мастеров, механиков, техников и инженеров авиации. Территориально Авиатехникум был размещен на Вознесенской улице (теперь это улица Радио), в здании, где теперь располагается мемориальный музей Н.Е. Жуковского.

Первоначально Авиатехникум был образован в системе Народного комиссариата просвещения и не являлся военным вузом. Но уже 15 октября 1919 г. постановлением Реввоенсовета Республики было утверждено предложение Полевого управления авиации и воздухоплавания о подготовке в Авиатехникуме в качестве слушателей военных авиатехников. В июле 1920 г. приказом Реввоенсовета Республики № 1423 Авиатехникум был полностью передан в ведение Главного управления Красного Воздушного Флота, а 26 сентября 1920 г. приказом Реввоенсовета № 1946 Авиатехникум был реорганизован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 г. Именно этот день считается «днем сформирования» академии им. Н.Е. Жуковского. Ректором Института был утвержден Н. Е. Жуковский. Это был первый в мире авиационный институт!

Институт размещался в здании городского двухклассного ремесленного училища по Малому Козловскому переулку, д. 3, куда еще в мае 1920 г. был переведен Авиатехникум. Учебное оборудование состояло из отдельных примитивных химических и физических приборов, полученных в одной из бывших гимназий. Самая важная лаборатория института — моторная — помещалась в каретном сарае и имела только два мотора: Рон (80 л.с.) и Фиат (100 л.с.) Для производственной практики слушателей в помещении института имелись механическая, литейная и деревообделочная мастерские, оставшиеся от ремесленного училища.

В организационном устройстве и жизни института были свои особенности. Ректор избирался Советом института, при нем по штату был помощник по политической части. Преподавателями были ученые, перешедшие на сторону Советской власти и вместе с Н. Е. Жуковским участвовавшие в организации авиатехникума. Советское правительство проявляло внимание и чуткость к каждому из тех представителей науки, кто был готов честно сотрудничать с Советской властью, делиться своим богатым опытом и знаниями. 

Первый учебный год института был омрачен тяжелой утратой. Чрезмерный труд, лишения и годы сломили здоровье первого ректора института, «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского. Он скончался 17 марта 1921 г. на 75-м году жизни, почти до самой смерти диктуя в постели курс механики для своего детища — Института инженеров Красного Воздушного Флота. Профессор Н.Е. Жуковский умер, оставив своему отечеству организованные им Центральный аэрогидродинамический институт и Институт инженеров Красного Воздушного Флота, где трудились его ученики и последователи, добросовестно несшие свои знания в науку, практику и слушательскую аудиторию. Он оставил мировой науке богатое научное наследие.

После окончания гражданской войны перед нашим отечеством встали задачи восстановления разрушенных войнами промышленности и сельского хозяйства, а перед Красной Армией — перехода на положение мирного времени с сохранением высокого уровня обороноспособности.

В начале 1921 г. Совет Труда и Обороны принял решение о разработке «программы максимум» развития авиации и авиационной промышленности, которая охватывала все проблемы развития авиации в целом и содержала конкретные задачи:

— во-первых, развернуть отечественное самолетостроение и моторостроение;

— во-вторых, наладить «снабжение аппаратов средствами воздушного боя, выработку типов вооружения и организацию соответствующего производства»;

— в-третьих, осуществить мероприятия по подготовке авиационных кадров;

— в-четвертых, разработать систему широкой авиационной пропаганды среди всех слоев трудящихся, особенно среди молодежи.

Эта программа была положена в основу дальнейшего совершенствования деятельности Института инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского. 

Важную роль в жизни института сыграл приказ военсовета Республики № 1405 от 10 июня 1922 г., который четко определил, что «Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского с 15-го сего июня передается во всех отношениях в Народный Комиссариат по военным делам».

9 сентября 1922 г. последовал дополнительный приказ Реввоенсовета Республики № 2125 о введении нового штата института с присвоением ему наименования «Академия Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского».

Преобразование института в академию не сопровождалось существенным изменением учебного плана и профиля подготовки, но повлекло за собой включение в него ряда военных дисциплин и меняло режим внутренней жизни.

В ноябре 1922 г. Советом академии был обсужден и принят новый временный учебный план, включающий 69 дисциплин, в том числе (кроме общеобразовательных и инженерных) служба Воздушного Флота, воздушные сообщения, организация производства и рабочее законодательство и, в небольшом еще объеме, военные: стратегия, тактика, фортификация, военная география, военная администрация и другие. Целевой установкой плана являлась подготовка инженеров широкого профиля.

Срок обучения — 4 года. Еженедельная нагрузка слушателей (без учета домашней работы) — 48 часов.

В начале 1923 г. был образован цикл военных дисциплин, а затем были организованы и другие циклы и кафедры, в том числе циклы: моторостроения, аэромеханики, самолетостроения, технической эксплуатации, организации производства, воздухоплавания, общественно-исторических наук, и кафедры воздушных винтов, строительного искусства, электромеханики, математики, физики, химии, воздушной тактики. 

В июне 1923 г. академии был передан бывший Петровский дворец.

1     2     3     4     5

Перейти вверх
 

Патриотическая акция
"Бессмертная эскадрилья"

Великое противостояние Як-1/Як-7 Bf 109E/F
Книга памяти Ходынского поля
 

 
Список членов Ассоциации ВВИА

Оплата членских взносов

Оплата участия в конференции
ИНФО-2018


XV ВНТК посвященные памяти Н.Е. Жуковского
 

 

Юбиляры

Нет доступных новостей
 
 

Вход на сайт

Добро пожаловать на сайт Ассоциации выпускников и сотрудников ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского. Для доступа на сайт введите ваши логин (email) и пароль.

Регистрация

Забыли пароль?

 
 

Ассоциация выпускников и сотрудников Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского совместно с Советом ветеранов Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского предлагает всем желающим ветеранам отдых и прохождение медицинских мероприятий, направленных на общее оздоровление, в дневном стационаре Социально-реабилитационного центра ветеранов войн и Вооруженных сил.

Подробную информацию можно узнать перейдя по ссылке.
 
 

Новости

Уважаемые члены Ассоциации!

24 ноября 2018 года в 11.00 состоится ежегодное собрание Ассоциации по адресу: г. Москва, ул. Серегина, 4, корп."Г", ауд.201.

 

17 января в 11 часов по инициативе Ассоциации выпускников и сотрудников ВВИА им. Жуковского и Совета ветеранов Академии на территории Донского монастыря пройдёт возложение цветов к могиле Н.Е. Жуковского

19 ноября 2016 г. в 11:00 состоится ежегодное общее собрание членов Ассоциации по адресу: г. Москва, ул. Красноармейская, д.4. Музей авиации и космонавтики.

 
 
 
 
Адрес Ассоциации: г. Москва, 4-я улица 8 Марта, д. 6А
Телефон: +7 (495) 255-36-35 доб. 555
E-mail: contacts@nasledie-vvia.ru
Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского в Facebook
 
 
Разработка: Экспериментальная мастерская НаукаСофт